Первое, о чем хочется разузнать у куратора корпоративной коллекции крупного банка, — это, само собой, финансирование. Но один из главных людей по арт-закупкам для UniCredit Bank — Вальтер Гваданьини — крепкий орешек и вопросы о рыночной привлекательности приобретенных работ старательно обходит. И хотя выставка, которую он открывает 14 октября в московском Мультимедиа Арт Музее, называется «Факты и вымыслы», Вальтер не врет. По крайней мере, в своем желании помочь малоизвестным художникам синьор Гваданьини выглядит очень убедительным.
РУДЫК: Вальтер, сколько произведений в коллекции UniCredit?
ВАДАНЬИНИ: Более шестидесяти тысяч.
РУДЫК: Какова их оценочная стоимость?
ГВАДАНЬИНИ: Им нет цены. (Смеется.) Судите сами: как оценить фрески XVII века в Палаццо Маньяни в Болонье и двадцать пять работ XVII-XIX веков из Баварского музея, среди которых Гойя, Фрагонар?
РУДЫК: Вы не просчитываете возможную прибыль?
ГВАДАНЬИНИ: Нет. Когда Пьер Луиджи Челли, который в то время был главой по коммуникациям банка, связался со мной, я сразу спросил: «Какую коллекцию вы хотите — спекулятивную или исследовательскую?» Если бы он хотел за десять лет заработать столько-то, то я бы посоветовал брать де Кирико — это безопасные инвестиции с потенциалом роста. Но это не наш вариант.
РУДЫК: А ваш какой?
ГВАДАНЬИНИ: Мы сосредоточились на отражении в коллекции индивидуальности нашей компании. В центре внимания — будущее.
РУДЫК: Какое же во Фрагонаре будущее, если вы перевели его в категорию вечных ценностей и не собираетесь извлекать выгоду?
ГВАДАНЬИНИ: UniCredit Group образовалась пятнадцать лет назад путем слияния с другими европейскими банками. От них к нам и перешли работы старых мастеров. Наш собственный вектор — «здесь и сейчас». Мы стали первым итальянским банком, который сотрудничает с актуальными художниками.
РУДЫК: Кто выбирает работы для коллекции? Вы?
ГВАДАНЬИНИ: Не один. Я председатель закупочной комиссии.
РУДЫК: Приоритеты есть? Только живопись? XXI век? Итальянцы?
ГВАДАНЬИНИ: Покупаем все: от фотографии до видео. Но я должен учитывать, что 80 % предметов искусства выставляются в офисах, филиалах банка. Так что фото и живописи у нас больше, чем инсталляций.
Александра Рудык