Экран, эфемерная мембрана между наблюдающим и объектом наблюдения, прицелом взгляда и его мишенью. Вы читаете текст; он в вашей власти. Что случится, если граница исчезнет? Заметите? Когда реальности по ту сторону экрана удается вытечь за его пределы, как в фильме «Видеодром», у наблюдателя начинаются проблемы с определением собственной принадлежности к миру настоящего или фантастического. Эксперимент китайского художника Чжана Сянси как раз об этом. Телевизионные диорамы транслируют тривиальные сцены из жизни самого Сянси: неопрятные вагоны китайского поезда, домашний быт, рабочую студию; они даже сделаны из тех же материалов — бетона, металла, фрагментов обоев и краски. Ощущение дискомфорта они вызывают именно из-за отсутствия экрана: мастерски воспроизведенная перспектива не позволяет оценить, где заканчивается реальность и начинается ее реплика.
«Мне нравится всматриваться в обыденность, размышляя о том, как она устроена, — скажет Сянси, — а разобравшись — конструировать ее отражение в миниатюре». Избавиться от физической стеклянной границы — последний шаг: два пространства сольются воедино. Мы привыкли жить с ощущением, что мир за спиной по-своему бесконечен, а телевизор — коробка, в которой под массой суеты проглядывает дно. Дна в работах Сянси не видно — талантливая игра света и градации цветов, не более. Мы понимаем. Однако хотели бы шагнуть внутрь и дальше — потому что, если вглядеться, внутри каждой из работ Сянси по крайней мере еще один экран.