Спешите видеть: 7 выставок, на которые нужно успеть

Геркулес и лев. 1928

Москва

Александр Колдер. Ретроспектива. ГМИИ им. А. С. Пушкина, до 30 августа

Посетив эту экспозицию, вы больше никогда не скажете, что музей — это скучно. Подвижные и статичные абстрактные композиции Колдера — так называемые мобили и стабили — еще ни одного зрителя не оставили равнодушным.

На всякий случай немного терминологии: стабили — это миниатюрные макеты монументальных произведений, ныне украшающих площади разных мегаполисов. А мобили напоминают концептуальные детские погремушки. И на них надо дуть. Иначе не увидите кинетическое искусство в действии и удовольствие будет неполным.

Владислав Мамышев-Монро. «Архив М». ММСИ на Гоголевском бульваре, до 23 августа

Ретроспектива провокационного мастера перевоплощений — одно из важнейших художественных событий этого лета. Организаторы выполнили сложнейшую задачу, объединив работы художника из государственных и частных коллекций и выстроив экспозицию так, чтобы показать творческую эволюцию автора. Выставка разделена на несколько тематических залов, в которых представлены все известные серии художника в хронологическом порядке: «Политбюро», «Жизнь замечательных людей», «Русские вопросы», «Сказки о потерянном времени». Поистине беспрецедентная выставка включает в себя почти все жанры творчества Мамышева-Монро: фотографии, коллажи, живопись, видео и уникальные авторские «расцарапки».

Без гравюр Жака Калло не обходится программа ни одного уважающего себя художественного вуза. Но это не значит, что понять произведения французского мастера эпохи барокко под силу лишь искусствоведам. Его работы какие угодно, только не сухие и академичные. Изображая современную ему эпоху, мир с высокой точки зрения, художник населяет свои гравюры огромным количеством персонажей, среди которых встречаются весьма любопытные экземпляры: арлекины в демоническом танце, бродячие актеры, нищие и даже карлики. Всех этих люмпенов, излюбленных героев караваджизма, действительно хочется рассматривать. А какие истории скрывают эти персонажи, решать вам.

Если голова устала думать, а глаз просит красоты — срочно сюда. На радость широкой публике в залах музея покажут произведения знакомых со школьной скамьи отечественных мастеров: пряничные полотна Бориса Кустодиева с его купчихами и ярмарочными балаганами, изысканные картины Александра Бенуа, ностальгирующего по XVIII веку, до боли родные пейзажи Исаака Левитана и лазурные марины Ивана Айвазовского.

 

«Процесс о трех миллионах. Коллекция плакатов Александра Добровинского». Еврейский музей, до 23 августа

То, что Советский Союз преуспел в искусстве наглядной пропаганды, знают все. Но лишь немногие представляют, с каким масштабом она осуществлялась: на создание агитационных плакатов бросили весь пул художников авангарда. Александр Родченко, Густав Клуцис, Александр Дейнека, Наталья Гончарова — далеко не полный список первых копирайтеров советского искусства, чьи произведения будут представлены на выставке. И все это совершенно бесплатно.

 

Петербург 

Сейчас, когда в женском гардеробе царит нерушимый союз джинсов и кед, кажется, совершенно необязательно знать, что такое портбукет. Но все же рассказываем: это ювелирное украшение в виде крошечного сосуда из драгоценного материала (золото, слоновая кость, тончайший китайский фарфор). Внутри сосуда спрятан крючок для крепления цветов, а снаружи — булавка для прикалывания к платью. Полюбоваться очаровательными безделушками и предаться ностальгии об ушедшей эпохе — искушение, перед которым не устоят не только ретрофилы.

Это выставка работ трех великих мастеров советского фотоискусства, ставших хрестоматийными: портреты ближнего круга Александра Родченко в его собственном исполнении, оттепель в снимках Владимира Лагранжа, удивительные пейзажные фотографии Юрия Роста. И все под одной крышей.

Интервью
Добавить комментарий