Первые свои снимки один из пионеров фотографии Жак-Анри Лартиг сделал уже в шестилетнем возрасте. Его отец — один из крупнейших предпринимателей Франции — баловал сына с умом, одаривая совсем юного Жака-Анри целым арсеналом из новинок только появляющейся фототехники. Первую неподъемную «Карпантье» на деревянном треножнике со временем сменяли более портативные камеры, они же и фиксировали в ч/б и цвете все прелести Belle Époque, еще не получившей свое название: от первых экспериментов в воздухоплавании и автомобилестроении до легендарных богемных гуляний на Лазурном берегу, в Шамони или Санкт-Морице. На открывающейся выставке в МАММ представят своего рода семейный архив Лартига периода 1920-х — времени, неотделимо связанного с Мадлен Мессаже, известной больше как Биби — первой женой, главной музой фотографа, да и вообще одной из законодательниц французской моды. Историю любви в кадрах светской хроники прошлого века можно отыскать на Остоженке, там же — знакомые лица в портретах близкого паре круга: Пабло Пикассо, Жан Кокто, Абель Ганс, Кес ван Донген и другие.
Самый популярный комментарий к выставкам современного искусства «Я тоже так могу» наконец услышан, и не кем-то там, а легендарным куратором Хансом-Ульрихом Обристом. Дело было в 1993 году. Тогда Обрист вместе с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье придумали новый формат выставки, исходя из которого, художники создают не сами произведения, а инструкции по их созданию. Проект получил название Do It, на сегодняшний день он является самым долгосрочным в истории, кочует по миру и спустя 21 год наконец-то доехал и до Москвы. В «Гараж» привезут 80 инструкций по осуществлению перформансов и сборке арт-объектов, воплощать которые будут художники, студенты и гости выставки. Стать ненадолго Полом Маккарти, Йонасом Мекасом или, допустим, Олегом Куликом можно попробовать в парке Горького до 6 июля.
Картинами с открывающейся выставки из Академии Каррара в Бергамо можно пусть не полно, но уж точно убедительно иллюстрировать учебник по истории живописи кватроченто — периода раннего итальянского Возрождения. В принципе, до этой недели увидеть столь показательную панораму шедевров в Москве можно было лишь в печати, с этой недели — в залах ГМИИ им А. С. Пушкина. Среди 58 полотен, помимо хрестоматийных произведений Беллини и Боттичелли, покажут и известные преимущественно в исследовательских кругах полотна Козимо Тура, Джованни Морони, Антонио Пизанелло. «Портрет герцога Лионелло д’Эсте» (1441) последнего, кстати, считается одним из первых ренессансных станковых портретов и, соответственно, must-see для искусствоведов и всех, кто себя ими считает.
Когда уже Венеция уйдет под воду и что с этим делать, никому не понятно. Никому, кроме арт-группы Parazit. Художники, собравшись всем своим плохо поддающимся подсчету составом, решили сделать групповую выставку и поддержать Вечный город морально в стенах галереи Марины Гисич. Высокохудожественные советы от Владимира Козина, Александра Шишкина-Хокусай, Семена Мотолянеца, Александра Морозова и компании оформил в одну тотальную композицию Керим Рагимов, что из этого получилось — смотрим на набережной Фонтанки, которую, кстати, топило тоже, и не раз.
На днях открывшаяся в Италии выставка поэтапно рассказывает о жизни Пьера Паоло Пазолини с момента его переезда с матерью в Рим в 1950-м вплоть до года по-прежнему не раскрытого убийства режиссера и поэта близ Остии. Творческая и личная биографии Пазолини представлены кураторами в хронологии шести секций-блоков, в которые вошли архивные фото- и видеодокументы, тексты и, что уникально, малоизвестная графика и живопись режиссера.