Ширин Нешат: «Хочешь поучиться — помотайся по миру и пострадай»

«Мультимедиа Арт Музей» в рамках Х Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014» показывает новый проект одной из ярких звезд современного искусства Ширин Нешат «Не спрашивай, куда ушла любовь» под кураторством легендарного Акилле Бонито Олива. Фотограф, кинорежиссер, борец за права мусульманских женщин, Ширин Нешат родилась в Иране и по настоянию родителей уехала учиться современному искусству в Лос-Анджелес. Громкую славу ей принесла серия портретов «Женщины Аллаха», за чем последовала Первая международная премия Венецианской биеннале (1999) и «Серебряный лев» Венецианского МКФ за режиссуру (2009). Последние 30 лет Ширин Нешат живет и работает в Нью-Йорке, в Иране ее творчество запрещено.

О проекте куратора Акилле Бонито Олива в неаполитанском метро «Станции искусства»

В первый раз в жизни меня пригласили поучаствовать в паблик-арт-проекте. Вдобавок его тема отличалась от круга привычных мне тем: Ирана, исламской культуры. Мне понравилась идея сделать что-то в Италии. Для меня это было в некоторой степени вызовом, потому что итальянская культура — полная противоположность культуры иранской. Итальянцы такие экспрессивные, эмоциональные. Говорят ли они о любви или об искусстве — они очень экстравертны. Жестикулирует так, что кажется, они вот-вот подерутся. Мы, иранцы, интроверты, мы контролируем свои эмоции.

Неаполь не такой, как остальные итальянские города. Это очень бедный город, но богатый с точки зрения культуры экспериментального, андеграундного театра. Поэтому, когда я стала размышлять о том, что я могу сделать для публичного пространства, где люди каждый день будут находиться рядом с моими работами, я решила задействовать идею андеграундного театра. Я начала ходить по местным представлениям: знаете, актеры оттуда никогда не станут звездами, они всегда будут немного в тени, но они так талантливы! Как режиссер я попросила сымпровизировать для меня: припомнить моменты из своего личного опыта, которые начинались с радости и заканчивались печалью.

Было интересно проследить за спектром их эмоций — от радости до ярости и грусти. Они импровизировали, а мы снимали. Это немного преувеличенная, сильно стилизованная работа, но в этих фотографиях можно увидеть природу итальянцев, их неистовство. Затем я сделала выборку: где-то мы видим ярость, где-то — страх, а какие-то просто гипнотизируют. Я пыталась создать палитру из эмоций. Мне вовсе не хотелось погружаться в сложное повествование или что-то в этом роде. И мне, конечно, хотелось остаться верной моей эстетике — очень минималистичной, очень скульптурной, монохромной.

Интервью
Добавить комментарий