Сантьяго Сьерра — один из самых известных испанских художников на сегодняшний день. Скульптура в традиции лэнд-арта, концептуальная фотография, перформансы, критикующие социальные и политические отношения, — все это присутствует в его художественной практике. Среди работ, отобранных для выставки Performance Now ее куратором Розли Голдберг в Еврейском музее, — фото- и видеорегистрации его творчества. |
Какие проекты казались вам сложными и с какими проблемами вы столкнулись, пока готовили их?
Дорогое всегда сложнее дешевого. Деньги все усложняют, поэтому скульптура и кинематограф — самое сложное. Самое простое — работать с людьми, людей много, и они дешевые.
Вы создаете критические работы. Вы ждете какого-то сиюминутного или долгосрочного противодействия со стороны зрителей, со стороны государства, через общественный дискурс?
Не уверен, что назвал бы свою работу критикой — скорее, это упражнение в инакомыслии. Я западный диссидент. Быть несогласным — то же самое для человека, что для собаки лаять или для птицы — чирикать. Это естественно. Некритичное принятие социально-политической обстановки — вот что неестественно.
От публики я научился ничего не хотеть, не проецировать на них свою тревогу. Я обращаю на это большое внимание при создании новых работ, не хочу зря тратить время и стараюсь, чтобы увиденное представляло для них интерес, а что будет дальше — я умываю руки.
Без кого ваша работа была бы невозможной? Кто ваша самая главная поддержка?
Меня многие поддерживают, и все эта поддержка очень важна. Мою работу было бы невозможно представить, если бы я действовал в одиночку. Я подписываюсь под ней и несу ответственность за результат, но за каждым проектом стоит множество моих друзей.