Миллионер из трущоб — так можно было бы назвать скульптора индийского происхождения Аниша Капура, на чью ретроспективу мы настоятельно рекомендуем попасть всем, кто окажется в новогодние праздники в Стамбуле. В музее Sakip Sabanci собрали все, чем известен первый в истории художник, удостоенный прижизненной выставки в Королевской академии Лондона (а это как бы сенсация): деформированные рельефы-стены, многометровые щели/дыры/впадины, усыпанные килограммами пигмента «выколи глаз», монументальные абстрактные скульптуры с зеркальной поверхностью а-ля комната смеха и много того, что лучше смотреть до бурных праздников, а не после. Выставку одного из самых дорогих скульпторов успеваем застать до 5 января в музее имени самого богатого человека Турции — бизнесмена и мецената Сакыпа Сабанджи.
Говорят, часть своих поздних полотен британский художник Питер Дойг написал под ЛСД. Мы же слухам не верим и убеждены, что Дойг писал под ЛСД и свои ранние работы. Их, кстати, можно увидеть до 4 января в нью-йоркском филиале галереи Michael Werner: зависшая на шпиле Эмпайр-стейт-билдинг легковушка, песни-пляски-чем попало тряски в маргинальных стрип-клубах, купающийся в бокале мартини художник, перверсивные почтовые марки, разнокалиберные гениталии во всех ракурсах и другие подобные сюжеты из серии «как закалялся стайл».
Тем же, кто начало следующего года встретит в первопрестольной, мы предлагаем не отчаиваться и в залп выходных найти время для прекрасного. По-другому ретроспективу Бориса Гребенщикова назвать язык не поворачивается. До 12 января на выставке, приуроченной к 60-летию лидера группы «Аквариум», можно застать пронизанные буддизмом ленинградские пейзажи и излюбленные «Новой академией» сюжеты, фотографии, видеоклипы, афиши и, конечно же, музыку. О том, что БГ нам всем судья, вновь убедимся в ММСИ.
Если кто из художников и может зажечь женщину, так это Урс Фишер. И даже не одну, а сразу троих. В своем известном проекте What If the Phone Rings швейцарский художник из воска вылепил три скульптуры обнаженных нимф в натуральную величину, к каждой из них в неожиданных местах прикрепил по фитилю и поджег: за время выставки «женщины» буквально растекались по полу галереи. Кому-то этот художественный жест покажется первыми звоночками к психоаналитику, другим — профанацией и неразумным переводом материала; мы же узнаем характерный для произведений Фишера юмор и страсть к уничтожению собственных произведений: в его инсталляциях уже гнили препарированные друг к другу овощи и фрукты, он строил целые дома из хлебного мякиша, который во время выставки склевывала стая попугаев, плавил офисную мебель, манекенов и даже 4-метрового плюшевого мишку.
Тем, кто до 6 января окажется в Лондоне, выпадает возможность посмотреть, во что превратилась последняя инсталляция Фишера «Мелодрама» в галерее Sadie Coles: расчлененные женские торсы из глины там уже не первую неделю поливают водой, на выходе — то ли memento mori, то ли кашка-малашка.