Мы подчеркиваем актуальность киноавангарда

Мы подчеркиваем актуальность киноавангарда

Лекции, кинопоказы и мастер-классы «Медиа Форума» проходили в Artplay до 27 июня, а выставка — главная фишка «Медиа Форума» уже второй год — доступна в Культурном фонде «Екатерина» до 19 августа, фактически все лето.

Выставка «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» продолжает экскурс по миру альтернативного паракино, фланирующего уже лет 100 на зыбкой грани видеоарта и киноавангарда. Иногда мне кажется, что современное искусство уже должно наконец, по крайней мере по части видеоарта, приблизиться к той грубой силе порноиндустрии, которая владеет душами миллионов интернет-пользователей, но каждый раз искусство увиливает, демонстрируя свою невинность, утопическую фантазию, иронию, социальный пафос, самоиронию или просто бред, что, кстати, бывает очень интересно.

Между тем «Медиа Форум» этого года при определенном настрое и, главное, желании может дать довольно острые ощущения. Перед открытием выставки мы немного поговорили с куратором проекта Ольгой Шишко, которая считает, что нужно смело вступать в особые отношения с каждой представленной на выставке работой.

Что вы считаете большой удачей этой выставки?

Важное отличие этой выставки — мы не просто показываем, как на сегодняшний момент видеоискусство и современное искусство разговаривают с киноавангардом. Мы соединили исторический и современный материал, чтобы подчеркнуть актуальность киноавангарда десятых-двадцатых годов XX века. Это работы Марселя Дюшана и Ганса Рихтера, это рисунки Михаила Матюшина. Во всех этих работах чувствуется идея внутреннего кино, осознания экрана и других иллюзий — оптических, игровых, смысловых, ритмических. В 1960-е годы эту линию продолжали Нам Джун Пайк и Кен Джейкобс.

У нас представлена гениальная работа Джун Пайка «Дзен для фильма». В ней он соединил минималистические эксперименты композитора Джона Кейджа — то же молчание, ту же пустоту. Заставил заговорить по-новому уже на экране «Черный квадрат» Малевича, создав свой «Белый квадрат». Это полуперформативная практика: вы как зритель становитесь соучастником, соавтором работы, попадаете в пространство между экраном и кинокамерой. На этом белом холсте, где выцарапаны материальные следы, вы становитесь главным персонажем.

Собственно, о чем вся выставка? Она об утопических идеях художников, которые предвидели развитие кинематографа как особого искусства, которое дает большую свободу зрителю. Зритель становится соавтором, начинает взаимодействовать с произведением. Вообще идея индивидуальной проекции, направленной на одного человека, всегда была очень важна — в 1920-е годы, в 1960-е и сегодня.

Ну и к тому же всякие эксперименты на тему дальнейшего развития кино. Сергей Эйзенштейн говорил, что кинематограф пойдет в сторону полиэкранности — что фильм будет «всасывать» в себя зрителя, как бы погружать внутрь себя. У нас есть проект-посвящение его работе «Стеклянный дом», которую он в свое время предлагал Голливуду. Но тогда никто, даже его друзья, не поняли этой работы.

Елена Горбачева. «Слепые». Посвящение проекту Сергея Эйзенштейна «Стеклянный дом». 2012

Мы показываем эскизы Сальвадора Дали, который в письмах к Луису Бунюэлю так описывал свое понимание тактильного кинематографа: «Луис, мы должны создать фильм для зрителя, который будет потрясен, который будет этот фильм ощущать тактильно, который будет следить за предметами, которые движутся в кино, и всем телом ощущать, что он внедряется в кино и ощупывает эти предметы».

К вопросу про «ощупывать». У меня, когда я вошла в зальчик видеоарта, возникала смутная ассоциация с пип-шоу. А так здесь — прямо целый волшебный мир, обещающий разные, в том числе и тактильные ощущения. Сможет ли зритель утолить здесь свою жажду новых ощущений?

Ну смотрите, эта выставка вводит нас в непростые отношения с кинематографом как с историей изобразительного искусства. Все-таки современное искусство и искусство авангарда мы должны понимать, ощущать и уметь с ним вступать в диалог. Мне кажется, у этой выставки акцент именно исследовательский, даже в первую очередь образовательный. Надо почувствовать…

Ну вот именно — почувствовать! Для этого надо увлечься, попробовать новые ощущения, а затем их уже изучать. Ваши же любимые художники говорили, что нужно дать зрителю почувствовать больше.

Да-да-да, тактильные ощущения! Все правильно. Но чтобы как следует все прочувствовать, надо забежать на эту выставку не на десять минут, а хотя бы на час. Чтобы даже если что-то одно не понравилось, то попробовать что-то другое — здесь множество инсталляций художников, которые экспериментировали на протяжении всего XX века, создавали свои кинокамеры и методы съемок. И иногда на инсталляцию нужно потратить минут пятнадцать как минимум — тогда попадаешь под ее очарование. А рядом с Марселем Дюшаном («Анемик синема», 1928), мне кажется, можно просто провести половину дня, потому что он так в свои мысли уводит. Это похоже на медитацию — работа полна глубоких и разнообразных смыслов.

В принципе, здесь каждый художник становится твоим другом и собеседником. Как писала Вали Экспорт, расширенное кино — это не просто технологии и методы выхождения за экран. Расширенное кино — это расширенная реальность, которую и создают художники. Они пытаются создать для тебя индивидуальную проекцию. Сделать этот диалог художника со зрителем один на один, когда ты свободен выбирать, и досоздавать это произведение искусства.

Марина Федоровская

Интервью
Добавить комментарий