На открывшейся в Эрмитаже выставке можно узнать, откуда у российской монархии и аристократии росли ноги и руки, а еще чем и как эти ноги и руки обрамлялись. В парадных залах Зимнего дворца покажут, что скрывалось в шкафах высшего российского общества XVIII — начала XX века. Нет, скелетов не будет, зато в показательном излишестве из фондов музея достанут то, что действительно красиво, дорого, богато: всем сапожкам сапожки, резные веера, бальные, парадные и «мундирные» платья, маскарадные и детские костюмы. Трендсеттерство по-имперски в окружении подобранной кураторами живописи, графики, мебели и документов изучаем в Петербурге до сентября.
Открывшаяся недавно в павильоне «Транспорт» выставка Политехнического музея «Россия делает сама», целиком посвященная достижениям отечественной науки, реанимировала ВДНХ в глазах широкого зрителя. Стало ясно, что здесь не только можно красиво гулять, но еще (помимо парадных выставок башкирского меда, якутской ювелирки, холодильных установок или, допустим, салона обеспечения безопасности) и на действительно интересные события попасть, о которых и рассказать потом будет не стыдно. В отличие от долгосрочной экспозиции «Россия делает сама» (будет открыта до 2017 года), открывающийся в конце недели фестиваль науки и любознательности «Политех» — проект самый что ни на есть международный и глобальный, проходящий в сотрудничестве с нью-йоркским фестивалем World Science Festival. На выходных здесь можно будет (прости господи) побегать по воде, создать музыку при помощи овощей и фруктов, собрать огромный деревянный конструктор Николая Полисского или с головой окунуться в фантастическую медиаоперу. Одним из хедлайнеров «Политеха» станет нидерландский скульптор Тео Янсен, чей жутковатый , приводимый в движение ветром и пневматикой, можно будет наконец увидеть вживую.
Эллиотт Эрвитт — живой классик, которых уже не делают. На его снимках, созданных в узнаваемой ироничной манере, с одинаковой периодичностью попадаются как артистическая богема и мировые политические лидеры, так и обычный офисный и пляжный планктон. А также собачки, собачки и еще раз собачки. Выставки гуру черно-белого юмора в Москве (да и в России) достаточно часты, но это совершенно не значит, что их можно пропускать. 15 портретов легенды агентства Magnum с этой недели можно застать в галерее «Победа».
Открывшаяся недавно в Челси галерея Skarstedt явно решила взять высокий старт и в первом же проекте объединила двух известных даже нью-йоркской собаке художников. Выставку абстрактных работ Ива Кляйна и Энди Уорхола можно назвать «И огонь, и вода». Первый с 1961 года начал жечь по полной, создавая на картинах темные массы паяльной лампой и мобильными огнеметами, второй же через десять лет крайне по-хулигански выказал свое отношение по поводу абстрактного экспрессионизма, экспрессивно помочившись на металлические пластины. Со временем металл окислился, изящно запечатлев на себе следы испускания короля поп-арта.
Открытая аукционным домом Christie’s в Лондоне выставка Герхарда Рихтера и Зигмара Польке настолько же уникальна, насколько и предсказуема. Имена двух немецких постмодернистов всегда стояли рядом, как имена Пикассо и Матисса или, допустим, Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона. Многолетняя крепкая дружба живописцев в один момент прервалась, пути художников разошлись, но, несмотря на это, идеи и наработки первого появляются в работах второго, как и наоборот. Парадоксальным образом последняя совместная выставка живописцев прошла в 1966 году в ганноверской Gallery h. В Лондоне же объединят 65 произведений художников, собранных из 30-ти коллекций. Половину работ Christie’s выставит на торги.