На своей “Территории”: Гид по главному театральному фестивалю Москвы

Перформанс Абалихиной, репетиции

Пространство памяти

Выставка, 29 сентября — 25 октября; 

3, 4, 7 и 8 октября;

Специальные события фестиваля в этом году сосредоточены вокруг темы памяти. Так, социальный проект молодого узбекского режиссера Талгата Баталова «Беспамятные» на основе историй людей, потерявших память, подготовлен при поддержке Центра психиатрии имени В. П. Сербского.

Персональную выставку французского художника Лорана Перно «Фрагмент бесконечности» в Московском музее современного искусства несколько раз за время фестиваля оживит перформанс хореографа Анны Абалихиной, известной своими исследованиями возможности мультимедиа на сцене и работой с российскими видеохудожниками.

К памяти имеет отношение и ретроспектива лучших спектаклей, показанных на фестивале за десять лет его существования. Насколько видеоверсия постановки адекватна его сценической репрезентации — этот вопрос до сих пор будоражит искусствоведов. Но нет сомнений, что театр на видео остается бесценным свидетельством времени и обстоятельств, именно с его помощью сегодня пишется история. И фестиваль «Территория» уже может собрать свою.

В рамках проекта «Territoria современного театра» в музее современного искусства «» будут показаны видеоверсии спектаклей Элизабет ЛеКомпт, Ромео Кастеллуччи, Rimini Protokoll, Филиппа Григорьяна, Алана Плателя.

Высокие технологии

реж. Хайнер Гёббельс, 9 и 10 октября

Главное событие «Территории-2015» — московская версия легендарного спектакля Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», перенесенного мэтром в «Электротеатр Станиславский». В 1998-м единственную человеческую роль в нем играл французский актер Андре Вильмс, известный, например, по фильму «Гавр» Аки Каурисмяки. В репертуаре «Электротеатра» спектакль останется в исполнении Александра Пантелеева. Монтаж из дневниковых записей философа, математика и скрипача Макса Блэка, афоризмов Лихтенберга, логико-философских тезисов Витгенштейна и записных книжек Поля Валери прозвучит в лаборатории одинокого ученого, экспериментирующего за рабочим столом, над которым подвешены шесть больших аквариумов с живыми существами. В своих работах Макс Блэк определял и развивал понятие метафоры. Динамику научного озарения в спектакле наглядно демонстрирует cветовой дизайн, разработанный при участии пиротехника Пьера-Алена Юбера. Идея в том, чтобы освещать лабораторию ученого не электрическим светом, но вспышками живого пламени — своей неожиданностью и мимолетностью они задают драматургию. Всю музыку, мелодическую и шумовую, будет производить на сцене сам исполнитель. Точнее, все его действия будут волшебным образом превращаться в мелодии.

Русская классика

реж. Кирилл Серебренников, 3 октября; «», реж. Тимофей Кулябин, 9 и 10 октября

«Три сестры» режиссера Кулябина из новосибирского театра «Красный факел» давно интригуют московских зрителей. Дело в том, что события дорогой русскому уху пьесы разворачиваются в полной тишине на языке глухонемых, сопровождаемые выразительными титрами. Шум вмешивается в этот спектакль насильственным образом и разрушает, как пожар третьего акта или как русская революция, идиллию дома Прозоровых.

Медиатизация реальности станет источником завораживающего ужаса в еще одной ожидаемой премьере сезона — авторской инсценировке поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в литературной редакции, постановке и сценографии Кирилла Серебренникова. Размышляя над извечным некрасовским вопросом, создатели спектакля отправились в экспедицию по Ярославской области, посетили имение писателя и несколько окрестных поселков и деревень, населенных потомками его персонажей. Из путешествия привезли не только аутентичные узоры сарафанов и ковров, но и записанные на диктофон монологи и целый фильм, получивший летом приз на фестивале «Движение». Образ протянутой через всю сцену трубы и ютящихся вокруг нее бедных изб, в центре каждой из которых стоит телевизор, опрокидывает классическую русскую литературу в сегодняшний день. А вставной пластический эпизод «Пьяная ночь» в хореографии Антона Адасинского под музыку Ильи Демуцкого, наоборот, переносит из актуальной повседневности в метафизику хрустальных сфер.

Театр — это танец

2 и 3 октября; «», 5 и 6 октября

Французский хореограф Рашид Урамдан покажет на «Территории» целых два спектакля. Один исполнит его собственная труппа L’A., другой — балет «Москва». Слово «сфумато» с итальянского буквально переводится как «подернутый дымкой». А в культурном коде образованного европейца это ренессансная техника живописи, которую отличают размытые очертания тел и границ — как, например, лицо Джоконды. Но Урамдан возвращает слову этимологическое значение. Вместе с драматургом Соней Кьямберто и композитором Жан-Батистом Жюльеном он сочиняет спектакль о жертвах экологических катастроф — заключительную часть триптиха про беженцев и вынужденных переселенцев. Декорациями здесь станут не только дым и ядовитый смог, но и настоящий библейский потоп.

«Удерживая время» — воодушевляющий пример международной копродукции, доказывающий, что Москва — все еще мировая культурная столица. В июле 2015-го новый балет Урамдана впервые показали на фестивале в Монпелье, а в октябре можно увидеть его московскую версию. Хореографическое размышление Урамдана и 16 танцовщиков о природе времени, памяти тела и темпоральности движений останется в репертуаре театра.

Интервью
Добавить комментарий