Молодежная биеннале с Катрин Беккер

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Когда-то Пако Рабанн заметил, что финансовый кризис тем глубже, чем короче юбки на подиумах. Интересно, есть ли связь между уровнем выставочных проектов в Москве и степенью социальных катаклизмов, которые случаются параллельно? Чем все вокруг хуже, тем арт-проекты почему-то лучше. Хороший пример — III Московская молодежная биеннале, на мой взгляд, одно из лучших событий года уже сегодня.

Куратор проекта — Катрин Беккер. Она сделала (по оценке Милены Орловой) слишком немецкий, а по моему мнению, вполне себе конструктивный по структуре и кружевной по композиции выставочный проект. Если вы бывали на третьем этаже ЦДХ, то удивитесь, как он сейчас хорошо выглядит и как не противно по нему ходить. Беккер, несмотря на свое немецкого происхождение, блестяще говорит по-русски.

БЕККЕР: Я с самого начала заявила, что хочу использовать не только присланные работы, но и работы художников, которые важны мне по тем или иным причинам. Из восьмидесяти художников в основном проекте больше половины мы пригласили сами. Однако в заявках мы нашли тоже очень много интересного и неожиданного. Нам важно было выстроить свою линию. Но открытый конкурс — это прекрасный инструмент, который немного дестабилизирует иерархию, выстроенную внутри художественного сообщества.

И какую линию вы пытались выстроить?

БЕККЕР: Линии выстраивались по темам, которые выбирали для себя художники. Например, история. Тема не новая, но интересно, как молодое поколение относится к истории. Вот серия Аслана Гайcумова «Война», созданная под впечатлением о чеченской войне (в начале выставки стоят на постаментах испорченные книги: из одной сыпется земля, другая порвана как будто руками огромного чокнутого Джеки Чана, другие прошиты, порезаны, превращены в домики. — Interview) Художник родился и жил до трех лет в Грозном. Книги — это метафора культуры. Он показывает их в деконструированном, разрушенном виде. Когда мы собирали выставку, он объяснил, что для него это воспоминания о военном ландшафте, поэтому некоторые книги выглядят как разрушенные здания.

БЕККЕР: Вот еще работа на историческую тему израильской художницы Майи Зак — видео «Материнская экономика», посвященное холокосту. Женщина ходит по дому с маркером и обрисовывает предметы, пытаясь как будто описать вещи своих невидимых близких, впечатать их в бумагу. Это работа еще и про память и про подвиг женщин в тоталитарные времена. Ее фигура отрезана от внешнего мира, полностью находится в доме.

В другом видео, «Ты пойдешь туда, куда тебя пошлют», исследующем прошлое, финская художница Лаура Хорелли показывает свою бабушку, которая в 1936 году в Берлине во время Олимпийских игр представляла Финляндию в команде гимнасток, потом вышла замуж за дипломата и объехала весь мир. Очень персональная история.

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Лаура Хорелли. «Ты пойдешь туда, куда тебя пошлют»

,

Художникам вообще свойственно мировую историю воспринимать почти исключительно на основе личной или семейной биографии. Эту линию доводит до абсурда Това Моцард в своей работе «Большая сцена» — выводя на сцену себя, свою мать и свою бабушку в одинаковом одеянии. Они начинают разговор в гримерке, а продолжают на открытой сцене с психологом. Реальность становится страшным сном.

БЕККЕР: Другая тема — урбанистика, архитектура, конструктивность. Лукас Хофер в «Доме на проспекте» под влиянием изображений советской архитектуры строит свой дом, создавая вымышленную конструкцию на основе исторически существующих зданий. Или KINO KROV Элиз Флоретти, где в качестве точки отсчета берется книга Александра Лурии «Потерянный и возвращенный мир» про то, как человек пытается жить после травмы мозга. Фильм Флоретти — это черно-белая 3D- и 2D-анимация, в которой разрушение восприятия героя демонстрируется буквально: фрагменты слов и символов, персонажи и фразы становятся городским ландшафтом, черно-белая графика — объемным изображением, а мы — детьми, которые пытаются понять, как все это сделано.

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Элиз Флоретти. «KINO KROV»

Продолжает линию урбанистики работа Акима (Вьетнам). Он заливает бетоном подборку почему-то русских журналов про граффити, и это выглядит очень убедительно. Вообще тема книг-кирпичей, журналов-бетоноблоков выходит на лидирующие позиции по итогам и последующих выставок этой биеннале. Фэнзины и томики как кирпичи нечитаемой огромной городской стены. А бетонную тему торжественно завершают аргентинцы, выстроившие бетонную пещеру — куб два на два метра. «Художники ходили целый день целиком серые в бетоне».

БЕККЕР: Другие художники занимаются социальными вопросами. Настя Хорошилова показывает проект «Люди без территории», посвященный рабочим из Центральной Азии, которые находятся здесь в большинстве своем без разрешения, «без территории» и без прав. Это не просто документальный репортаж, но и метафора: люди стоят с закрытыми глазами, таким образом сохраняя свою внутреннюю территорию. Это, правда, моя интерпретация. Или иранская художница Нуша Таваколян, которая делает серию классических черно-белых фотографий «Мария» про человека, который сделал операцию по смене пола еще во время правления аятоллы Рухоллы Хомейни. Гомосексуализм и трансвестия в Иране под строжайшим запретом, а вот транссексуальная операция «по диагнозу» возможна, хоть и сурово осуждается обществом. Мы видим эту женщину без контакта с людьми, в изоляции, в которой она живет практически всю жизнь с момента, как перестала быть водителем грузовика и мужчиной.

Социально-этническую тему остро продолжают и тайские мальчики с порочными взглядами. Серия «Малолетние» снята художником с красноречивым именем Ом Панпайро из Бангкока. Даже без единой подписи ясно, что эти внешне обычные дети заняты в сфере секс-обслуживания. Однако, есть и детальные подписи к каждому из десяти мальчиков: «Клиентов — 22, хочет стать — пилотом» и так далее.

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Ом Панпайро. «Малолетние»

Надо сказать, что в экспозиции «Под солнцем из мишуры» очень жирно присутствует вектор Восток-Запад, причем в активной их интеграции. Сразу за раздербаненными книгами Гайсумова происходит какой-то смешной фэн-шуй — около двадцати функционирующих садовых фонтанов различной конфигурации журчат, чем очищают пространство от вернисажной духоты.

БЕККЕР: Вот эти фонтаны… Они, с одной стороны, китч, а с другой — каждый из них соединен с интернетом и объединен с сетью World Community Grid Water Features с помощью вмонтированных внутрь каждого фонтана компьютеров. Эта сеть занимается распределенными вычислениями для таких программ как, например, поиск лекарств от гриппа. Авторы этой удивительной водопроводной интернет-сети — американцы, живущие в Берлине, Дэниел Келлер и Ник Космас (группа AIDS-3D).

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

AIDS-3D. «World Community Grid Water Features»

Активным Запад-включением в первом зале можно считать работу чешской художницы Эвы Котатковой «Учебная модель», занимающую почти ползала по диагонали к фонтанам и книгам. Вертикальный угол из письменных столов дополнен горизонтальным — из графики художницы на тему школьного порабощения. Похоже, образовательная система костная не только в России. Идея куратора расположить напротив друг друга гнет образовательных ценностей (Котаткова) и обесценивание культуры (Гайсумов) легко считывается. И да, мы еще столкнемся с темой школы, книг и буков… Не проходите мимо работы Ин Чжу «”А” значит…». Я бы даже сказала «а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а».

БЕККЕР: Продолжает тему экологии работа художника из Казахстана Айатгали Тулеубека — стопка открыток с телефоном, который вы можете взять с собой и позвонить по нему в любой момент. На том конце произойдет соединение с телефоном на солнечных батареях, установленным на севере Норвегии. Дозвонившись, вы услышите разные звуки природы.

Контакт с дикой природой может быть отменен, только если там будет занято. Может быть, кто-то слишком долго с ней заболтался.

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Айатгали Тулеубек

БЕККЕР: Конечно, есть еще художники, которые идут формальным, абстрактным путем. Вот две колонны Амира Фаттала. Кажется, это просто скульптура — деревянные колонны с лампами на концах. Но у работы большая внутренняя история. Эти лампы внутри колонн — типичный дизайн дешевых ламп 1970-х годов из ГДР. Причем художник покупает их в специальных организациях, которые пускают вырученные средства на социальные нужды. Получается, это и формальная, и социальная работа сразу. Так же поступает и пакистанский художник Эсан уль Хак, который создает куб из 1200 мешков с песком — гигантский и очень ровный. Абстрактная форма осмыслена физически тяжелым трудом наемных портовых рабочих.

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Эсан уль Хак. «Масса пустоты»

Красиво Катрин Беккер обходится с горячей темой политики. Еще на первом этаже вы почувствуете уважение к себе как к зрителю: вас встретит парадный ряд вертикальных видео Эдгардо Арагона. Серия «Темнота» — эпический рассказ о дорогах, которые проходили родственники художника в своих наркоторговых тяжких буднях. Эффектный вход на экспозицию, который приземляет разве что перформансисты Арсения Жиляева с требованиями свободы Pussy Riot (и другими в проекте «Культурная единица»).

Продолжение темы на третьем этаже выглядит как кружево тем: вот белорусское видео Марины Напрушкиной «Беларусь сегодня» (рабочие в касках читают газету «Беларусь сегодня», что мне напомнило программу «Прожекторперисхилтон»), видео «Последние новости крови и кишок» Райана Макнамары (США) — это пантомима жуткой истории о том, как застрелилась ведущая горячих новостей в прямом эфире. История про кишки продолжается в работе Юдит Фегерль «Наследие Галатеи», в которой специально сконструированная вязальная машина бесконечно прядет длиннющую вязь, которая сворачивается в натуральные кишки. Метафоры очевидны.

Помимо этого можно встретить много интересных видео и про политику, и про кишки, и про кино, но, главное, обратите внимание: практически во всех проектах Молодежной биеннале есть руки. В ЦДХ это серия фотографий «Будущее в их руках» Данило Корреале. Художник пригласил индийского хироманта, чтобы тот проанализировал руки известных политиков, снятых в момент присяги на судебном процессе об экономических преступлениях. Выбор политика как мутная хиромантия и судьба авантюристов в политике — вот суть того, что хочет сказать художник, вывешивая рядом с фото анализ хироманта.

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Данило Корреале. «Будущее в их руках»

Одна из моих любимых работ — многоканальная видеоинсталляция Конрада Вентура. История из серии «Чистое удовольствие» посвящена Ширли Бэсси и называется This Is My Life, как одноименный хит певицы. На стены небольшого пространства передаются записи разных лет через призму хрустальных шаров. Футуристично, дискотечно и призрачно одновременно. В этой комнате необходимо посидеть после всей выставки, чтобы потом взглянуть на все каким-то другим, преломленным взглядом.

Фото: Карина Гафиатуллина

Интервью
Добавить комментарий