Алена Долецкая — куратор выставки одного из самых известных художников-модернистов. Сюр? Самый что ни на есть махровый! Московский музей современного искусства отмечает свое 15-летие привозом Сальвадора Дали, причем слонов на тонких ножках, часов-яичниц и бесконечных живописных Гал в этот раз не будет, а будут артефакты многолетнего сотрудничества главного сюрреалиста с газетами и журналами своего времени. По обложке, конечно, не судят, но оформление Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town & Country авторства главного эксцентрика ХХ века, как и его знаковые образы-эмблемы, заслуживают времени и внимания.
DSL — аббревиатура имен коллекционеров Доменик и Сильвиана Леви, супружеской пары, начавшей собирать современное китайское искусство еще тогда, когда это не было мейнстримом, а пусть изысканным и благородным, но все-таки арт-чудачеством. Трендсеттеры в мире собирательства прекрасного актуального, Леви стали одними из первых, кто привез современных художников Поднебесной в Европу (не только выделив их в отдельную группу, но и вообще конвертировав существенную часть своего финансового капитала в их популяризацию), на сегодняшний день захлестнувшей международные форумы и самые серьезные музейные и частные коллекции совриска. За девять лет существования собрание DSL Collection перевалило за топ-100 современных китайских авторов, включив в себя произведения таких художников, как Ай Вэйвэй, Цао Фэй, Лю Цзяньхуа, Лю Вэй, Сунь Юань и Пэн Юй, Ян Фудун, Ян Цзечан и Чжан Хуан и др. В Москву привезут живопись, фотографии, скульптуры и инсталляции 28 художников, и пусть это капля в море коллекции DSL, но точно первый столь крупный привоз современного китайского искусства в Россию. Заново осмыслить фразу «made in China» успеваем до 11 января в Еврейском музее и центре толерантности.
Viviane Sassen. ANALEMMA: FASHION PHOTOGRAPHY 1992–2012. Photographers’ Gallery (LND), 31 октября — 18 января
Имя Вивиан Сассен запомнить стоит хотя бы потому, что работы молодой фотохудожницы — редкий пример успешной адаптации как к глянцевым страницам, так и стенам далеко не последних галерей и музеев. Еще ни Хельмут Ньютон, ни Гай Бурден, но уже с кредитом доверия и на низком старте. Широкому зрителю Сассен известна своей нашумевшей «африканской» серией, воплотившейся в альбоме Parasomnia, заслуживающей внимания даже в . Быт Черного континента, с которым голландская художница знакома не по репортажным фотохроникам и романтизированным докфильмам National Geographic (детство Сассен провела с семьей в Кении), запечатлен с легкостью инстаграмщика, чувством колорита живописца и азартом туриста фотосафари. Чего в них больше, документального или постановочного, неважно, но то, что Сассен умеет создать галерею незабываемых, даже часто обезличенных образов — факт. За это мы ее и любим. А еще Сассен давно любят Stella McCartney, Adidas, Miu Miu, Missoni, такие журналы, как i-D, Purple, AnOther Magazine, Dazed & Confused, POP. Про их любовь, кстати, и выставка 300 снимков в Photographers’ Gallery. Если в Лондон в этом году не собираемся, смотрим небольшое интервью художницы здесь