Календарь Pirelli: история успеха

Robert Freeman, 1964

Pirelli — итальянская компания по производству шин, которую знают в мире моды и фотографии не хуже, чем иной глянцевый журнал. Все дело в календаре, который вроде бы существует, хотя в руках его держали только избранные. Дело, впрочем, не только в недоступности финального продукта. Трудно вывести формулу успеха более совершенную, чем это сделали итальянцы: в самых живописных местах планеты лучшие фотографы снимают красивых женщин. И на последних — минимум одежды. От сексуальной революции 1960-х до супермоделей 1990-х и культа знаменитостей 2000-х. Мы изучили эволюцию календаря год за годом. Имена фотографов становились все громче, а одежды в кадре — все меньше.

1964–1974

Календарь Pirelli начался не в 1964 году, а в 1962-м с более чем посредственной фотосессии пин-ап-моделей и покрышек — впрочем, вселенских амбиций у компании и не было. Ежегодное издание с девушками пин-ап должно было занять место на стене в гараже, ничего более. Календарь так и остался бы частью корпоративного мерчандайзинга, если бы не Роберт Фриман. Фотограф The Beatles начал снимать для Pirelli в 1963 году, убрал из кадра покрышки и вывез моделей в бикини на пляжи Лазурного берега. И, сам того не зная, установил два главных правила съемок — экзотические локации и голое тело. С последним особенно задалось: начиная с самого первого выпуска Pirelli медленно, но верно двигался по пути обнажения. В 1970 году за камеру встал Франсис Джакобетти, его фотографии резко обозначили смену десятилетий — почти невинная чувственность 1960-х сменилась агрессивными и сексуальными 1970-ми. Показать грудь удалось только в 1972 году, и сделала это британская волшебница Сара Мун, чьи фотографии меньше всего похожи на откровенно сексуальные снимки ее коллег-мужчин. Размытая фотосессия на французской вилле открыла дорогу в новое измерение: Брайан Даффи в 1973-м и особенно Ханс Фойер в 1974-м уже никого не стесняются.

1984–1990

В 1974 году начинается нефтяной кризис, и Pirelli резко сокращает расходы — в число закрытых проектов попадает и выпуск календаря. Спустя десять лет компания возвращает календарь и нанимает нового арт-директора, фотографа Уве Оммера. Чтобы напомнить, что своим выпуском календарь как-никак обязан покрышкам, в фотосессии 1984 года им отведено почетное место — они появились в качестве отпечатков колес на голом теле, например. Другое примечательное событие — съемка 1987 года, для которой фотограф Теренс Донован снял только чернокожих моделей. После удачного камбэка от самого календаря ждут уже только обнаженной натуры — «Pirelli» и «голое тело» окончательно становятся синонимами.

1991–2000

1990-е — эпоха переворотов в моде, новых идеалов красоты, время супермоделей. И календарь не остается в стороне. Для Pirelli начинают снимать Питер Линдберг, Брюс Вебер и Херб Ритц, а на смену до того безымянным моделям приходят Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и другие девушки с обложек 1990-х, чья узнаваемость мгновенна.

2001–2010

Robert Freeman, 1964

Ключевые моменты 2000-х — гламур от Марио Тестино, цифровые эксперименты Ника Найта и, конечно, знаменитости — для Pirelli снимаются Дженнифер Лопес и София Лорен (в возрасте 72 лет), а Терри Ричардсон веселится в компании моделей Victoria’s Secret и возвращает в кадр покрышки.

2011–2014

Карл Лагерфельд не изменяет своей любви к знаменитостям и снимает для календаря Джулианну Мур в образе древнегреческой богини, а Марио Сорренти фотографирует новых супермоделей бок о бок с «ветеранами»: в кадр попадают Лара Стоун, Джоан Смоллс, Кейт Мосс, Милла Йовович. Юбилейный календарь снимают сразу два фотографа — тоже что-то новое в истории Pirelli. И для Питера Линдберга, и для Патрика Демаршелье это уже третий календарь. Больше не снимал никто.

Интервью
Добавить комментарий