Как устроен спектакль “Золушка”

Надежда Лумпова

5 причин смотреть спектакль

1. Спектакль-психоанализ препарирует психотипы персонажей, вскрывает мотивации поступков, закрывает гештальты.

2. Удачная попытка честного, взрослого разговора с детьми о любви и смерти.

3. Безупречно воплощенные характеры действующих лиц. Например, озлобленный ранимый подросток Золушка выглядит как фрик в черном пальто, грубых ботинках и с нелепым начесом на голове. Нюня-принц с зализанной челкой разгуливает в коротких штанишках.

4. Смешные диалоги и остроумная пластика.

5. Живое сценическое пространство с «говорящим» реквизитом. Например, дом мачехи Золушки у Помра стеклянный — отсюда прозрачная надувная мебель и стерильная пустота единственной комнаты.
«Пьеса Жоэля Помра “Золушка” — это жесткая бескомпромиссная попытка переосмыслить сказочный миф сегодня. Мне очень близка драматургическая формула, когда берется известный материал и рассматривается с другого ракурса. При этом задача не в пародийности, а в глубоком анализе. Например, читаю я своим детям сказки, а они спрашивают: “Мама, а почему эта тетя злая?” И я не знаю, что ответить. В сказках злая/злой — это данность. И это неинтересно. А Помра раскручивает эту данность, ищет, что за ней стоит: что значит отец нерешительный, что значит мачеха злая. Тогда получаются не картонные персонажи, а живые, узнаваемые люди и вполне объяснимые поступки. Золушка позволяет над собой издеваться не потому, что она такая правильная-хорошая, а потому что для нее это своего рода садомазохизм».

«У спектакля очень понятный посыл — мы сами в ответе за свое счастье. Никто не придет и не подарит его, даже если мы будем что-то или кого-то терпеть. Поменьше надо себя загонять, что-то себе надумывать и почаще принимать конструктивные решения. В конечном итоге надо жить и давать жить другим».

«Наш спектакль — о принятии жизни такой, какая она есть. Иногда не стоит биться головой о стену, в какой-то момент стоит перестать бороться. Просто принять как данность — этот мир не изменить. Проще найти место, где тебе будет комфортно, и людей, с которыми ты счастлив, чем пытаться выжить в чуждой тебе среде».

«Это спектакль об умении отпускать ситуацию. Мы часто слышим эту фразу, но как реально избавиться от боли и начать жить настоящим — никто не знает. Нужен психоаналитик — такой, как наша Фея. Нужна внутренняя работа. Ее мы и стараемся показать. Еще важно, что наша “Золушка” при всем этом легкий спектакль. Есть момент узнавания плюс четкая форма. Мы все играем как по нотам. Сегодня “Золушка” для меня своего рода отдушина. Как бы пафосно это ни звучало, мне кажется, что, играя в этом спектакле, я делаю что-то очень правильное».

Жоэль Помра — французский драматург и режиссер, хедлайнер фестиваля Авиньон-2006 (тогда там представили сразу три его спектакля: «Красная Шапочка», «В мир» и «Торговцы»). В 18 лет начал играть в театре, в 23 написал первую пьесу. Создатель труппы «Компани Луи Бруйяр» (Луи — несуществующий персонаж, придуманный Помра, чтобы запутать публику), которая в среднем ставит по одной его пьесе в год. Спектакли компании выходят в разных городах Франции. В 2007-м труппа на три года стала резидентом Театра Буфф дю Нор, возглавляемого Питером Бруком. И в октябре того же года на его сцене вышел самый популярный спектакль Помра «Я дрожу».

С 2010 года Помра — приглашенный автор Театра «Одеон» сроком на три года и Национального театра Брюсселя на пять лет. Весной 2014-го в Королевском театре «Ля Монне» в Брюсселе Помра поставил на музыку Филиппа Бусманса оперную версию своего культового спектакля «К миру».

Характерные особенности стиля:

Уникальный взгляд на современный мир, основанный на исследовании укорененных в обществе процессов. Например, Помра пишет о мачехе Золушки как о представительнице поколения, воспитанного на рекламных слоганах.

Яркая метафоричность, любовь к гротеску и острой форме.

Интерес к психоанализу, выявление причинно-следственных связей. Ни один герой Помра не обладает каким-либо качеством характера «по определению». Если это отрицательный персонаж, Помра всегда дает объяснение — почему, из-за чего он стал отрицательным.

Обращение к человеческому опыту — к тому, что зритель так или иначе пережил или переживает сам (потеря любви, смерть близкого человека).

Создание мира на стыке реальности и вымысла — и, как следствие, обнажение подсознательных эмоций и желаний. Отсюда жанр антисказок, к которым относятся «Пиноккио», «Красная Шапочка», «Золушка».

«Я знал, что есть такой драматург и режиссер Жоэль Помра. Знал, что он в “Практике” поставил спектакль “Пиноккио”. Что “Агата возвращается домой” — его пьеса. Но только после «Золушки» понял, насколько классная идея актуализировать сказки. У Помра это всегда честно, без пошлости и, главное, актуально. Текст зацепил меня максимальной приближенностью к сегодняшнему дню. Там есть болевые узлы, которые интересно распутывать. Нет однозначно злых или добрых героев. У всех персонажей своя боль, проблемы. Все как в реальной жизни».

«Я в восторге от жанра антисказок. Они дают понять, что жизнь разноцветная, что не всё и не все на свете делится на хорошее и плохое. А что касается конкретно “Золушки”, думаю, мне было бы намного сложнее работать над стандартной героиней — она просто хорошая и бедная, вот и все. А здесь — совсем другая».

«Прелесть антисказок Помра в предельной честности. Автор разговаривает с детьми откровенно, и это главное. После этого обычные сказки для меня — бессмыслица. Чему могут научить бесконечные хеппи-энды? Ведь есть даже комплекс Золушки: «Я буду трудиться, буду хорошей — и мне будет награда». Ничего не будет. Особенно если ждать. А здесь — все в десятку. Никакой любви, Золушка и Принц остались друзьями. Помра развенчивает миф, и это классно! С этим интересно работать».

Время

Антисказка «Золушка» написана в 2012 году. На родине Помра, во Франции, проходят:

Президентские выборы. Главой страны избирают Франсуа Олланда, а сами выборы становятся вторыми в истории Франции, которые привели социалиста на высший государственный пост, и вторыми, которые проиграл действующий президент.

Депортация 36 822 нелегальных мигрантов. Это самый высокий показатель за всю историю страны.

Сезоны русского языка и литературы во Франции (и французского языка и литературы в России).

Тем временем в мире происходит следующее:

Европейский долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем распространившийся практически на всю зону евро. 9 мая 2010 года министры финансов лидирующих стран Европы отреагировали на изменение инвестиционной обстановки созданием Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с ресурсами размером в 750 миллиардов евро. В июне 2012 года долговой кризис Испании вышел на первый план среди экономических проблем еврозоны.

Великая рецессия, спад в мировой экономике, начавшийся с  и не окончившийся до настоящего времени. Резкий рост безработицы. Специалисты сравнивают этот мировой кризис с Великой депрессией 1930-х.

Признание человеком года по версии журнала Time Барака Обамы, президента США.

Крушение круизного лайнер Costa Concordia, на борту которого находились 4234 человека.

Избрание главной Европарламента Мартина Шульца.

Панк-молебен группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя.

Сюжет спектакля

В основе абсолютно самостоятельной «Золушки» Жоэля Помра лежат обе версии знаменитой сказки. В большей степени первая — авторства Шарля Перро, в меньшей — вторая — братьев Гримм. Вообще «Золушка» — западноевропейская сказка и один из популярнейших бродячих сюжетов, который имеет больше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах.

Сюжет в редакции Шарля Перро

Самая распространенная версия сказки. Король небольшой страны, вдовец с дочерью от первого брака, прелестной и доброй девушкой, женился на высокомерной и злой даме с двумя дочерьми, похожими на мать. Отец «во всем слушался своей новой жены». Мачеха заставляет падчерицу жить на чердаке, спать на соломенной подстилке и выполнять самую тяжелую и грязную работу. После работы девушка обычно отдыхает, сидя на ящике с золой возле камина, поэтому сестры прозвали ее Золушкой.

Принц Мирлифлор устраивает бал, на который приглашает всех знатных людей королевства с женами и дочерьми. После отъезда мачехи и сестер Золушка горько плачет. Ее навещает крестная мать, которая является феей. Добрая фея превращает тыкву, мышей, крысу и ящериц соответственно в карету, коней, кучера и слуг, лохмотья Золушки — в роскошное платье и дарит ей красивые туфельки. Она предупреждает Золушку, что ровно в полночь карета превратится обратно в тыкву, платье — в лохмотья и т. д. Золушка едет на бал. Все восхищены ее красотой и нарядом. Принц танцует с ней и угощает апельсинами. Без четверти 12 Золушка уходит. На следующий вечер еще более нарядная Золушка опять едет на бал. Как только часы начинают бить полночь, Золушка убегает домой, но теряет туфельку. Принц объявляет по всему королевству, что он женится на девушке, которой придется по ноге крохотная туфелька. К удивлению сестер, Золушка свободно надевает туфельку. Сразу после примерки Золушка достает из кармана вторую такую же туфельку, а фея превращает ее лохмотья в роскошное платье. Сестры падают на колени и просят прощения у Золушки. Она их прощает, берет к себе во дворец и выдает их замуж за придворных вельмож.

Сюжет в редакции братьев Гримм

У богача умирает жена. Перед смертью она наказывает дочери быть скромной и доброй. Дочь каждый день ходит к матери на могилу и плачет. Наступает зима, потом весна, и богач берет в жены другую. У мачехи две дочери — красивые, но злые. Они отбирают у дочери богача красивые платья и выгоняют ее жить на кухню. Отец едет на ярмарку и спрашивает, что привезти дочери и падчерицам. Падчерицы просят дорогих платьев и драгоценных камней, а Золушка — ветку, которая на обратном пути первая зацепит его за шапку. Привезенную ветку орешника Золушка сажает на могиле матери и поливает слезами. Вырастает красивое дерево. Тем временем король устраивает трехдневный пир, на который сзывает всех красивых девушек страны, чтобы его сын мог выбрать себе невесту. Сводные сестры идут на пир, а Золушке мачеха заявляет, что нечаянно просыпала в золу миску чечевицы, и Золушка сможет пойти на бал, только если выберет ее за два часа. Справиться с заданием Золушке помогают птицы. Тогда мачеха заявляет, что Золушке нечего надеть и танцевать она не умеет. Та приходит к ореховому деревцу — дерево сбрасывает роскошную одежду. Золушка приезжает на бал. Принц весь вечер танцует только с ней. На второй день Золушка вновь просит у деревца одежду, и повторяется все то же, что и в первый день. На третий день, когда Золушка вновь убегает из дворца, то к намазанной смолой лестнице (хитрость принца) прилипает ее туфелька из чистого золота. Принц приходит к отцу Золушки и говорит, что возьмет в жены только ту, на чью ногу придется эта золотая туфелька. Одна сестра отрезает палец, чтобы надеть туфельку. Вторая отрезает не палец ноги, а пятку. Но только Золушке башмачок приходится впору. Принц узнает девушку и объявляет своей невестой. Когда принц с Золушкой проезжают мимо кладбища, голубки слетают с дерева и садятся на плечи Золушке, один на левое, другой на правое, и так и остаются сидеть. А когда приходит время справлять свадьбу, появляются сестры — тогда голуби выклевывают каждой из них по глазу.

Версия Жоэля Помра

Надежда Лумпова

Главная героиня новой старой сказки — девочка неопределенного возраста по имени Зоя. Мачеха и сестры зовут ее Зола. Она драит унитазы, убирает и без того стерильную квартиру новоиспеченных родственников (овдовевший отец Золушки намерен снова жениться) не потому, что добрая и хорошая. А потому что мстит самой себе — она не слышала последних слов матери перед смертью и боится ее забыть. Принц — такой же страдающий подросток, как и современная Золушка. Только не такой сильный. Его отец не смог сказать сыну правду — его мать умерла. Мальчишка десять лет ждет звонка от нее, якобы застрявшей где-то в путешествии из-за забастовки. Встретившись на балу, оба чувствуют друг к другу симпатию. Золушка же, узнав о том, что принца обманывают, без экивоков и реверансов рассказывает ему правду. За это в награду получает его ботинок (никаких хрустальных туфелек в XXI веке!). И никакой любви. Молодые люди оба стараются свыкнуться с мыслью: с прошлым покончено, ничего не исправить.

«Почему из всех антисказок Помра я выбрала именно “Золушку”? С фестиваля “Большая перемена” мне прислали новую французскую драматургию, всего около 15 пьес, но, только когда я читала “Золушку”, хохотала, а в конце плакала. Если такое происходит на этапе читки, материал надо брать. Это как лакмусовая бумажка. Ночью я позвонила и попросила эта пьесу оставить за мной, спрятать за семью замками. И до сих пор я ревниво к ней отношусь. Расстраиваюсь, когда узнаю, что “Золушку” кто-то еще собирается ставить. У меня ощущение, что это только мое».

Режиссер

Марфа Горвиц в 1999 году окончила Московскую международную киношколу и в том же году поступила в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина на курс Ю. М. и О. Н. Соломиных. В 2010-м окончила режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (режиссерская группа мастерской Сергея Женовача). Участвует в спектакле СТИ «Захудалый род» в качестве актрисы.

Популярные спектакли Горвиц: «Сказки из маминой сумки» (Театр вкуса), «Бесстрашный барин» (РАМТ) и «Золушка» («Практика»).

Приметы режиссерского стиля: лирика, музыкальность, душевность (не путать с сентиментальностью), при этом очевидная любовь к острой форме, гротеску, утверждение христианских ценностей без морализаторства, ориентированность на массового зрителя, четкость структуры, ставка на актерский ансамбль (у Горвиц нет случайных людей в команде).

«Марфа в хорошем смысле растерянный человек и чуткий режиссер. Она сомневается, и из сомнений появляется спектакль со многими смыслами. Обожаю один момент в ее репетициях: вот мы думаем-думаем-думаем, а она вдруг уставится в одну точку, потом щелкает пальцами и кричит: “Я придумала!” или “Я поняла!” С ней очень комфортно. Она режиссер, находящийся в диалоге с актером. Она слушает и слышит. И еще она может сказать: “Я не знаю, как это сделать, ребята!» Это очень круто».

«Прежде всего, Марфа хороший друг. Ей доверяешь. Она умеет создать команду. И еще она честна с собой. Ставит только то, про что понимает. И если что-то не складывается, отказывается. Может быть, это максимализм, фанатизм даже. Иногда она сама себя загоняет. Как Золушка».

«Марфа режиссер интересный, молодой, думающий. Ее волнуют всякие женские вопросы. Мне кажется, сегодня она одна из немногих, кто делает в театре очень важные вещи. Она успешна в формате семейного театра. Ее спектакли интересны, важны и нужны и детям, и взрослым».

Что изменилось

Ничего, кроме того, что у Помра Фея — женщина. В «Золушке» Горвиц она превратилась в мужчину по стечению обстоятельств. Во время первых читок Феей была актриса Московского театра п/р Олега Табакова Роза Хайруллина. Она же должна была играть ее на выпуске, но не совпали графики. Найти такого же «неожиданного» артиста (у Хайруллиной абсолютная уникальная манера игры, неповторимая внешность и голос) для этой роли Горвиц не удалось. И она решила: раз не может найти женщину, возьмет мужчину. В итоге Феей стал Алексей Розин. В качестве второго состава — Алексей Колубков, артист «Мастерской Петра Фоменко».

Сценография и костюмы

Декорации «Золушки» — новая гламурная реальность, копия дорогой квартиры или, скорее, дизайнерского лофта. Холодный мир: стерильно белое пространство, ряд прозрачных пластиковых стульев, надувной диван. Периодически стены становятся гигантскими экранами для проекций (согласно версии Помра, о стеклянный дом мачехи Золушки насмерть разбивались птицы). Сцены бала никак не маркированы. Встреча Золушки и Принца происходит в той же обстановке.

«Со сценографией все непросто. То, что я числюсь сценографом — это позор. Затыкание дыр. “Золушку” должна была выпускать Ольга Никитина. Мы не совпали по срокам, но декорацию она все равно нам придумала — такой эшеровский куб под наклоном. Увы, денег на него у нас не было. Я придумала только белый кабинет и прозрачную мебель. Назвать это сценографией не решаюсь. Поэтому считайте, что как такового декорационного решения в “Золушке” нет. А вот что касается костюмов, то здесь произошло чудо. За неделю до премьеры от меня отказались все художники. Я сама виновата, я всех достала, мне все не нравилось. Тогда я позвонила Жене Панфиловой с воплями “Спасай!”. Она спасла. Ее “Маска” за них совершенно законна».

Спектакль — обладатель Национальной театральной премии и награды фестиваля «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в драматическом театре» в 2015 году.

Музыка

Музыка в спектакле звучит фоном, но задает единственно верное настроение той или иной мизансцене. Специально ее никто не писал, саундтрек собирала Марфа Горвиц. Список композиций:

Звуки Му — Золушка

Radiohead — No surprises

Deadmau5 feat. Rob Swire — Ghosts ‘N’ Stuff

Yael Naim — Far Far

Eminem — Cleanin’ Out My Closet

The String Quartet Tribute to Nirvana — Come As You Are

Cat Stevens — Father and Son

Bersarin Quartett — Oktober

Оркестр Поля Мориа — Мама

Shawn Lee’s Ping Pong Orchestra — Kiss the Sky

«Музыка — всегда только мой выбор. При работе над “Золушкой” все надо мной посмеивались: “Ну дайте уже кто-нибудь Марфе нормальную музыку послушать. Что-то у нее со вкусом странное, отстала от времени, одни 1960-е на уме”. (Смеется.) Женя тоже в ужас пришла, говорит: «Ребята, все хорошо, только чудовищная музыка, надо срочно что-то делать!» И мне все подсовывали диски, ночью что-то присылали. В конце концов Фил попросил: «Марфа, зайди ко мне на страничку во “ВКонтакте”, послушай». И я нашла у него Kiss the Sky. То, что вся остальная музыка осталась без изменений, — Женина заслуга. Она поругалась-поругалась, а потом сказала: “Давайте оставим Марфу в покое. Чего-то ей там хочется — ну и пусть будет”. За счет этой музыки в спектакле есть сентиментальная нота. И мне это нравится. Хотя Лумпову, например, тошнит от этого (смеется), она говорит: “А-а-а, попса!” Но с моей стороны это честный момент. Я всегда думаю о массовом зрителе, и мне важно, чтобы все было понятно всем. Чтобы смогли оценить не только театроведы, интеллектуалы. Я няню свою из Донецка отправляла на этот спектакль, она потом звонила и плакала».

Процесс создания «Золушки» оказался долгим, поскольку сама идея возникла не в конкретном театре со штатным расписанием и утвержденным репертуаром. Спектакль вырос из читок на фестивале «Большая перемена». Площадку для проекта авторам пришлось искать самим. Как это было и в чем состояли трудности репетиции, объяснили актеры и режиссер.

«Сначала была читка на “Большой перемене”. Мы сразу влюбились в материал и стали продвигать. Ездили во Французский культурный центр. Доказывали, что это круто и надо продолжать. Нам сказали: «Окей, если найдете еще денег, мы тоже дадим». Тогда я сотрудничала с Маратом Гацаловым и его “Мастерской на Беговой”. Поняла, что это шанс — Марат как раз делал лабораторию по актуализации классики. Предложила ему этот материал. Он позвонил в час ночи и сказал: “Ты участвуешь” — несмотря на то, что условие участия — пьесы русских драматургов. О нашем этюде спорили разные важные люди, критики. Стало понятно, что у этой работы есть потенциал. Благодаря Полине Васильевой, которая была продюсером “Мастерской на Беговой”, мы собрали несколько грантов. Денег дал Минкульт, СТД и Французский культурный центр. Потом появилась “Практика”.

Параллельно я решала кучу творческих вопросов. Репетиции — сладостно-мучительный процесс. Дело в том, что подобралась команда максималистов. Никаких компромиссов, все должно было быть идеально. Поэтому даже самые маленькие роли в нашем спектакле играют большие актеры. Они все умеют существовать на сцене, как в театре Брехта. Мне кажется, сегодня вообще — время театра Брехта. Одним русским психологическим театром не обойтись. То, что делаем мы, я называю “формальный театр”. Это сочетание глубины проживания с острой формой».

«Мы репетировали с паузами в месяц или даже два. Просто потому, что были в подвешенном состоянии, не знали, нужно это кому-то или нет. Конечно, в процессе многое поменялось. Я помню 33 варианта начала и 33 вариант конца. Пьеса ведь тоже неровная. Начало сухое, а конец чуть ли не шварцевский. Я не знаю, нарочно ли Помра так сделал, но голову мы поломали. Многое в спектакле мы сочиняли вместе. Что придумала лично я? Например, когда король спрашивает мачеху: “Я могу на вас положиться?” — моя Золушка стоит сзади и разводит руками».

«Окончательно все собралось только к премьере. Сцены, их содержание, все постоянно менялось. Но это нормально, это же театр, живой процесс. А спектакль — наше общее сочинительство. Хотя, разумеется, Марфа четко знала, о чем постановка и что мы хотим сделать. Мы проговаривали все очень подробно. Например, необходимо было сделать дистанцию между актером и персонажем, это давало больше объема роли. Мне вообще кажется, что в современном театре “я в предлагаемых обстоятельствах” не работает».

При всех плюсах режиссуры главное событие этого спектакля — актриса Надежда Лумпова в роли Золушки. Она окончила режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (актерская группа мастерской Олега Кудряшова), занята в спектаклях театра «Практика», Театра им. Моссовета, Театра наций, снимается в кино. В «Золушке» ей удался узнаваемый, точный образ: девочка-подросток со стальным характером, ошибочно взвалившая на себя вину за смерть матери.

«Золушка — моя полная противоположность. Она отстаивает себя. И всегда такая, какая есть. И ей не страшно быть одной против всех. Единственное — заблуждается по поводу смерти матери. Золушка мне нравится, я хочу на нее быть похожа. Все, что для нее придумала Женя Панфилова, — круто».

Критика

Спектакль собрал отличную прессу, Надежду Лумпову номинировали на премию «Золотая маска» за главную женскую роль. Не понравилась «Золушка» лишь редким зрителям — тем, кто отрицает новодрамовский подход к тексту и считает любое авторское решение хрестоматийного материала неуважением к классике.

Интервью
Добавить комментарий