Помните блондинку, которая постоянно визжала в ремейке «Кинг-Конга» 1976 года? Это Джессика Лэнг. К своим 64 ветеран американской киноиндустрии не только уставила камин 2 «Оскарами» (Лео, прости…), «Эмми» и пятью «Золотыми глобусами», но и на днях стала лицом косметической линии . Когда-то между съемками Сэм Шепард подарил Джессике «Лейку», и та поняла, что отлично управляется и по другую сторону кадра. Сегодня фотографии кинодивы часто попадаются далеко не в последних музеях и галереях, а в рамках Фотобиеннале в МАММ покажут снимки Лэнг из коллекции Howard Greenberg.
В одном темном-темном городе, на одной темной-темной улице, в одном темном-темном доме… Как вы могли догадаться, речь пойдет о затерянной в Альпах итальянской деревушке Виганелла, единственной достопримечательностью которой является то, что каждый год между 11 ноября и 2 февраля вся деревня погружается во тьму: солнечный свет полностью застилают горные вершины. Раньше жители Виганеллы выходили из сумрака, покидая на время свои дома, но теперь, в век новейших технологий и недюжинной смекалки, было найдено решение — гигантское зеркало. Установленное под нужным углом на вершине горы, зеркало отражает солнечный свет, пуская самого большого солнечного зайчика на центральную площадь Виганеллы (читай: всю Виганеллу). Голландский фотограф Нильс Стомпс заснял будни (читай: ночи) деревни, что получилось, идем смотреть с апреля в Фонд культуры «Екатерина».
Must see Фотобиеннале станет фотоинсталляция Ширин Нешат. Иранская фотохудожница и режиссер прежде всего известна исследованием и разрушением стереотипов о жизни женщин в мусульманском мире. Так, в хрестоматийной серии «Женщины Аллаха» Нешат запечатлела себя в традиционном облачении, а на редких проглядывающих участках тела нанесла персидской вязью цитаты из иранской феминистической поэзии. В МАММ покажут пусть не магистральный проект художницы, но уж точно заслуживающий внимания: девять способов заламывания рук во время любовных страданий.
Смерть генерала Франко знаменовала не только экономический подъем Испании 1970-х, но и невиданный ранее дух свободы. Ну а где свобода, там и песни, и пляски, и фриков тряски. «Мадридская сцена» — движение пестро одетых гедонистов, наркоманов, веселых проституток и, конечно же, художников. Типажи, знакомые по ранним фильмам Альмодовара, находим в портретах Оуки Лееле в Манеже, а если оказываемся в Мадриде, идем в бар-музей Madrid Me Mata недалеко от площади Antonio Vega, где на манеже все те же.
Гордон Паркс стал первым афроамериканским фотографом, заключившим договор с Vogue, Life и Glamour, а также первым темнокожим режиссером в Голливуде. Славу Парксу принес снимок 1946 года , после которого на тридцатилетнего фотографа обратили внимание крупные издательства. Помимо фотографий с переплетением бунтарско-буржуазных тем, Паркс вошел в историю кинематографа как один из основоположников жанра blaxploitation — фильмов о темнокожих героях в конфликте с продажными полицейскими, наркоманами и коррумпированными политиками. Белыми, естественно.
В прошлом году Алексей Партола презентовал фотокнигу «Призраки» о буднях столичных бомберов. Наше интервью с молодым фотографом о граффити и вандализме можно прочитать здесь, а в рамках Фотобиеннале саму фотохронику с мест шедевральных преступлений, как и портреты уличных художников, можно застать с апреля в Фонде культуры «Екатерина».
Перед тем как зачать ребенка, родители Эрвина Блюменфельда несколько часов слушали Вагнера — вот что значит «любить» и плакать. О своей жизни — с предутробного воспитания до воплотившегося сценария собственной смерти (Блюменфельд намеренно вызвал у себя сердечный приступ, бегая по Испанской лестнице в Риме) — классик модной фотографии написал в автобиографической книге Eye and I. Сами же работы Блюменфельда, укладывающиеся в иконостас глянца, в рамках Фотобиеннале-2014 широко представлены на ретроспективе в МАММ: порядка трех сотен фотографий, рисунков, коллажей, а также рекламные фильмы, снятые по заказу американского универмага Dayton.
Моделью и фотографом на Фотобиеннале можно стать в ММСИ на Ермолаевском. Молодой дуэт «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров) создадут рай для селфи-зависимых и тех, кто еще себе в этом не признался: абсурдистские декорации и рекомендации по высокохудожественному кривлянию. Одна из тех выставок, которую можно посмотреть по хэштегам.
Стайнер открыл свою первую студию в Париже в 1933 году, к тому времени он уже был фотографических тел мастером. Период между двумя войнами был для Европы пиком культа спорта, здоровья и соответствующего тела, что ярко проявилось во всех сферах жизни — от политики до рекламы и, разумеется, искусства. Главной моделью и музой Андре Штайнера была его красавица жена Лили. Снимки супруги-культуристки в прыжке и трудновыполнимых позах, модернистские портреты, а также ушедшую натуру города, который уже не тот, идем смотреть на Остоженку.