Биеннале современного искусства, утопия Кабаковых и немного чернухи

Биеннале современного искусства, утопия Кабаковых и немного чернухи

Павел Пепперштейн: “от Праги до Москвы” в Московском офисе Sothebys c 16 сентября

Имя Павла Пепперштейна прочно ассоциируется с созданной им в сотрудничестве с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом арт-группой «Инспекция “Медицинская герменевтика”», романом «Мифогенная любовь каст», инициативой перенести столицу в созданный между Москвой и Петербургом, психоделическими картинками, в которых детские рисунки переплетаются с символами и кодами культуры… Да много еще с чем ассоциируется Павел Пепперштейн, но ясно, что имя художника уже прочно вписано в историю отечественного совриска. Так же считают и в Sotheby’s, который в рамках Недели русского искусства в Лондоне выставит на торги десять работ Пепперштейна периода с 1983-го по 1995-й. Торги намечены на ноябрь, а пока концептуальную графику можно застать в московском офисе аукционного дома.

Если вы не можете понять, к чему отнести работы Александра Бродского — к изобразительному искусству, дизайну или архитектуре, — не расстраивайтесь. Пожалуй, на это не сможет ответить и сам художник, который архитектор. В любом случае всегда ностальгические работы Бродского обращены к темам памяти и времени, будь то построенный из старых окон , «Ледяной бар» или проект , за который в 2011-м Бродский получил «Инновацию». На этой неделе в галерее «Триумф» художник-архитектор станет еще и археологом, для которого глиняные фабрики, больницы и номенклатурные учреждения — больше реликвии, найденные при раскопках.

«Новая академия», организованная Тимуром Новиковым, уже стала брендом Петербурга, как и разводящиеся летом над Невой мосты. Для кого-то современное петербургское искусство новоакадемистами начинается, для других ими же и заканчивается, и в любом случае выставки художников, отстаивающих ценность высокого классического искусства, без внимания никогда не остаются. Ольга Тобрелутс и Белла Матвеева, две музы, дополнявшие тимуровский круг «строгих юношей», в сентябре представят новые работы: первая — на масштабной ретроспективе в екатеринбургской , вторая — на персональной выставке «Коронация Поппеи» в Петербурге. Курируемая Аркадием Ипполитовым выставка в Rizzordi Art Foundation покажет, как барочная музыка становится живописью и графикой, а также включит в себя несколько экранизаций известной оперы Монтеверди.

После премьеры в нидерландском Vam Abbemuseum и триумфального показа в Эрмитаже выставка «Утопия и реальность?» наконец доехала и до Москвы. Встреча русского авангарда с постсоветским концептуализмом назначена в МАММ, причем за первое будет отвечать автор бессмертного «Клином красным бей белых» Эль Лисицкий, за второе — певцы коммунального быта Кабаковы. Утопические идеи авангарда в формах супрематистских композиций, «проунов» и агитплакатов столкнутся с жэковскими реалиями, буквально пропитавшими все произведения Ильи и Эмилии Кабаковых. Недавно коллекцию работ авторов инсталляции «Человек, улетевший в космос» за космическую сумму приобрели , мы же идем на Остоженку смотреть на один из самых узнаваемых на Западе «рашн авангард» и «рашн контемпорари».

«Арт-Москва» — ярмарка современного искусства, зарекомендовавшая себя еще в те времена, когда ярмарка в больших выставочных пространствах прочно ассоциировалась с башкирским медом, шубами-шапками и янтарными бусами. Уже
17-й раз на несколько дней «Арт-Москва» соберет вместе галеристов, арт-дилеров и коллекционеров, чтобы доказать: современное искусство можно не только любить, но и замечательно на стену повесить. В этом году ярмарка существенно меняет формат, делая акцент на New Platform — проект, объединяющий молодые галереи, представляющие работы в диапазоне до пяти тысяч евро. Если деньги есть, вспоминаем о стенах, денег нет — не расстраиваемся и просто идем смотреть на то, чем живет современное прекрасное сегодня.

В конце 1980–1990-х криминал, проституция и наркотики стали верными спутниками масс-медиа. Домохозяйки растаскивали сводки «Дорожного патруля» на цитаты хлеще, чем афоризмы Ларисы Гузеевой из «Давай поженимся» сегодня, в метро шуршали страницами «СПИД-инфо», а романы про путан, подсевших на героин, разлетались на ура. Кто-то сейчас видит в этом минувший кошмар, единицы продолжают в этом жить, а вот Кирилл Преображенский усмотрел в «чернухе» признаки традиций русского реалистического искусства и выступил куратором одноименной выставки, участниками которой станут студенты и выпускники Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко.

Несостоявшийся конец света и даже Света из Иванова были нам посланы лишь для того, чтобы подготовиться к 5-й Московской биеннале современного искусства «Больше света». Основной проект события, которое не пропускают даже по болезни, в этом году включит в себя произведения художников из 40 стран: Мона Хатум собирается затянуть пространство «Манежа» огромной паутиной, Йона Фридман подвесит на ленты целое здание, а филиппинские художники Альфредо и Исабель Акилисан уже дали клич по сбору лыж и саней для своей инсталляции. На то, чтобы посмотреть эти и другие 70 работ, отобранных куратором Катрин де Зегер, у нас есть лишь месяц, поэтому не говорим, что не слышали.

Текст: Андрей Саков

Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий