Бездомный музей: Выставки в странных местах

В 2010 году кураторы Лондонской галереи Decima описали интересный тренд — назовем его изобретательность: для того, чтобы преуспеть, галеристам и художникам придется выдумывать инновации не столько в области производства самих арт-объектов, сколько в формате их презентации. «Очень скоро мы увидим выставки в саунах, стрип-барах, спорт-клубах, на автобусных остановках… возможно, даже на деревьях!» — делились мыслями кураторы. Тогда это можно было воспринять как шутку, однако теперь это наша реальность, крайне изобретательная и современная.

Вдохновившись романтикой и духом свободы дорожных приключений из 1970-х, куратор Андреа Элспер запустила колесить по Абердину галерею-трейлер. Фургон бывалого вида появляется на улицах и в парках города, периодически сталкивается с недоумением районной полиции, припарковавшись в неположенном месте. Если вам удастся найти его раньше машины-эвакуатора, на шести квадратных метрах внутри будет ждать выставка, всегда наивная и сентиментальная, ведь быть «хранилищем детских грез» — главная функция галереи-трейлера, говорит Андреа.

«Мы не остепенимся!» — так звучит девиз единственного в мире Бездомного музея, организованного в Бруклине художником Филипом Нотердамом как ирония в сторону необратимой коммерциализации музеев, которые все больше ассоциируются с административной волокитой у билетной кассы и очередью в кафе, чем с объектами искусства в залах. У Бездомного музея есть все музейные атрибуты — собственная коллекция работ, обновляющаяся экспозиция, проекты, публика. Нет только здания и, соответственно, армии обслуживающего его персонала, так что знакомство зрителя с произведением искусства протекает без лишних раздражителей. Как-то раз музей даже появился на ярмарке искусства, хотя и в неясной роли — то ли участника, то ли экспоната. А может, дождь пережидал.

Галерея современного искусства «Уильям» располагается в престижном округе Нью-Йорка, на пятом этаже 179 Canal Street. Организаторы нашли неплохой способ сбить арендную плату: галерея занимает пространство одного мусорного ведра. Прочие затраты также минимизированы: на поддержку галереи у посетителей не просят денег — только пару фантиков и пустых банок для обновления арт-коллекции. Чаще всего темы выставок касаются идеи консюмеризма в современном обществе, эстетизации отходов и цикла «из жизни — только в мусорное ведро». К слову, свое имя место получило в честь одного недавно уволенного нью-йоркского блогера: парня выкинули с работы.

Арт-сообщество Парижа живет двойной жизнью: есть вечеринки с коктейлями в знаменитых галереях, а есть The Underbelly («Низ живота»), подземное выставочное пространство, о котором знают только посвященные. Оккупировав пустующие части туннелей метро, напоминающий компьютерную игру The Underbelly стал идеальной площадкой для стрит-арта и фотографии. За неимением регулярного освещения, художники и зрители ходят здесь с фонариками, пока разноцветные граффити-монстры кислотных оттенков глядят со стен. Они не страшны — страшно свалиться.

Несколько лет назад швейцарская церковь в центре Лондона пережила удивительное преображение: помимо храма души, стараниями архитекторов Криста и Гантенбейна место стало храмом современного искусства и архитектуры. Церковные службы здесь проходят параллельно с выставками, и потому ключевое требование к экспонатам — возможность их быстрого перемещения из главного холла. Обычно здесь выставляются видеопроекции, саунд-арт и перформансы разного толка, однако иногда кураторы проявляют изобретательность: однажды была инсталляция из воздушных шариков под атриумной крышей церкви, а в другой раз — разбросанные по полу сшитые скульптуры.

Desktop Residency — проект Джона Генри Ньютона и Барри Пейджа, поучаствовать в котором они регулярно приглашают художников. Идея в том, чтобы создать объект искусства, используя заставку рабочего стола на компьютере в качестве своеобразного холста и фантазируя в рамках ее ограничений и возможностей. Когда работа закончена, Desktop Residency выступает в качестве галереи, где посетители могут посмотреть и при желании «залить» произведение искусства себе на экран. После окончания выставки работу отправят в архив, где она будет ждать очередного случая оказаться на чьем-то мониторе. В этом году на фестивале ArtLeaks Weekend в Лондоне такой случай выпал: на один уик-энд старые работы снова попали в открытый доступ в интернете.

Продолжим тему виртуального выставочного пространства. Часть своей летней выставки On the Tip of My Tongue («На кончике моего языка») Стокгольмская арт-организация Мagasin 3 организовала в мейл-боксах своих зрителей (или скорее уж адресатов). Электронный эпистолярный жанр превратился в технику создания арт-объектов и идею для экспозиции. Так, желающие посмотреть выставку заранее регистрировались на сайте Мagasin 3, после чего дважды в месяц получали арт-объект по имейлу. Отсутствие стен физической галереи добавляло интимности восприятия работ (ежедневные жизненные переживания стали их главным мотивом), тогда как «метод доставки» делал зрителя невольным коллекционером: по умолчанию работа оказывалась в вашей почте, и как распорядиться ею дальше, оставалось делом сугубо личным.

Поэтичный пример того, когда история реального места вдохновляет произведения искусства, — Platform79, выставочная площадка в Берлине, расположившаяся в бывшей женской колонии. Мысли о недоступной свободе и микрокосме заключенного человека, обломки мебели в камерах и пятна на стенах выступили в роли альтернативных документальных материалов, которые художники использовали в качестве отправной точки для создания новых работ или переосмысления уже существующих. Сливаясь воедино, здание, его история, воображение и техника художника в итоге превратили бывшую тюрьму даже не в галерею, а в интерактивный арт-объект, если не сказать одушевленный.

Вооружившись всем необходимым для подводного плавания, отправляемся во Флориду, где на затонувшем корабле времен Второй мировой художнику Андреасу Франке удалось реализовать проект «Затонувший мир». Сначала Андреас использует подводный пейзаж как сет-дизайн для своих сюрреалистичных снимков, на которых герои предаются каждодневной рутине, однако на глубине нескольких десятков метров занимаются балетом, загорают, гуляют. Затем готовый снимок, распечатанный на особом алюминиевом листе и на магнитах, размещают на внешнем борту корабля. Соединив две свои страсти воедино, дайвер-фотограф предлагает с головой погрузиться в найденные им миры, и это не метафора.

Интервью
Добавить комментарий