Вы везете в Москву на фестиваль постановку об Игоре Стравинском, верно?
Не совсем. «iTMOi» расшифровывается как «In the mind of Igor» — «В сознании Игоря». Это попытка представить его внутренний мир. Передать впечатление, а не пересказывать биографию.
То есть зритель, который придет, должен как минимум знать произведения. А кто виноват, если зритель все же выходит в недоумении с постановки или из музея? Художник, который не смог донести свою светлую мысль, или зритель, у которого недостаточно высокий культурный уровень?
Вот это вопрос! Бывает эксклюзивное искусство только для определенной прослойки. И тогда поймут не все. И тут уже вопрос к художнику или артисту, хочет ли он, чтобы его поняли все. Но мое личное мнение, что по-настоящему сильное искусство не требует объяснений. Оно будет вызывать сильное чувство у каждого. Шедевры мировой культуры вызывают трепет у всех, потому они и шедевры. Барышников и Нуреев — им нет равных. Они трогают всех.
Можно научить движениям, развить пластичность и чувство ритма. Но можно ли научить чувственности?
Вы танцовщица?
Нет! Почему вы спрашиваете?
Вопрос очень профессиональный. Я никогда не преподавал танцы. Но мне кажется, что чувственности научить нельзя. Это же дар Божий, простите за банальность.
Насколько танцы — выгодное предприятие?
Смотря что называть выгодой. Тело развивается, каждая мышца прорабатывается. Адреналин, выплеск эндорфинов. Общение с другими людьми. Вы начинаете видеть мир через призму искусства. Повышается культурный уровень. Это достаточная выгода?
Достаточная для творца. Но меня скорее интересует коммерческая сторона вопроса.
Это зависит от того, о какой стране мы с вами говорим. В Англии — да. Танцы могут приносить прибыль. Наша компания Akram Khan Company приносит прибыль. Она не баснословная, но она присутствует. В Бангладеш, откуда я родом и где живут мои родители, говорить о возможности зарабатывать себе на жизнь танцем не приходится. Это же в первую очередь вопрос инфраструктуры.
А что вы любите больше всего в процессе выступлений или подготовки постановки? Может, аплодисменты в конце?
Аплодисменты — это облегчение. Я люблю процесс репетиций.
Помните самую трудную постановку?
Они все трудные. И с каждым разом мне все труднее выходить на сцену. Не физически. Морально. Чем больше я знаю о танце, тем страшнее мне становится. И чем больше я узнаю, тем больше остается неизведанным. Я боюсь сцены.
Что? Боитесь сцены? Вы лучший танцор в мире — и боитесь сцены?
Не совсем. Когда я оказываюсь на сцене, все проходит. Но я боюсь момента перед выходом. Даже номер придумал, в котором меня в прямом смысле слова вышвыривают на сцену.
Вы можете представить свою жизнь без танца?
Да, конечно! Когда умру.