5 лучших спектаклей февраля

Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в феврале — в нашем традиционном обзоре.

«ОТРАВЛЕННАЯ ТУНИКА»

22 февраля

Изысканный поэтический спектакль Ивана Поповски, в котором оживает история Византии. В основе пышного действа — любовная драма Гумилева об императоре Юстиниане и бешеных дворцовых интригах за его спиной. Императрица скрывает прошлое блудницы, ненавидит скромную падчерицу и буквально силой толкает ее в объятия араба-простолюдина. В пряные страсти и борьбу чувства с долгом безукоризненно играют «первачи» фоменковской труппы — Галина Тюнина, Андрей Казаков, Мадлен Джабраилова и Кирилл Пирогов.

За фантастическую атмосферу отвечает игра света и теней, за адекватный антураж — драгоценные костюмы. «Фоменки» читают стихи нараспев (Поповски предложил артистам особую манеру произносить поэтический текст), застывают в величавых позах, шлепают босиком по воде и, как всегда, заставляют зрителя ахать от восторга.

«ДОН ЖУАН»

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, ПЕРМЬ (В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ )
НА СЦЕНЕ ТЕАТРА «НОВАЯ ОПЕРА»

12 февраля

Теодор Курентзис везет в Москву спектакль, завершающий проект «Трилогия Моцарта — Да Понте». Две другие постановки, «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро», «Маску» уже получили. «Дон Жуан» номинирован трижды: на премию претендуют две солистки и сам дирижер. Курентзис дирижирует Моцартом не просто быстро, а очень быстро. И добавляет: «Через десять лет большинство оркестров будет исполнять Моцарта так, как я делаю сейчас». Вполне может быть, «пермский Моцарт» наделал шуму в Европе и получил целый ворох престижных наград. А аплодировали ему так, как если бы со сцены звучала не классика, а рок-музыка.

За режиссуру отвечала аргентинка Валентина Карраско, участница радикальной группы La Fura dels Baus (специалисты по сложным и огромным сценическим площадкам). Это она решила спектакль в эстетике киножанра нуар. На сцене — тысячи манекенов, стены двигаются, а живые мертвецы разговаривают. Единственный живой герой — Дон Жуан. Опера исполняется на итальянском языке с русскими титрами, идет около четырех часов с одним антрактом. О билетах стоит задуматься уже сейчас.

«ВРАГ НАРОДА»

20 февраля

Драматург Саша Денисова перелицевала драму Ибсена на современный манер. Действие драмы честного человека, в одиночку противостоящего оболваненным властями толпам, она перенесла в современные российские реалии. В провинциальном городке открыт лечебный центр. Благодаря рекламе местной минеральной воды в новообразовавшуюся здравницу спешат туристы со всего света. Врач Томас Стокман обнаруживает в воде яд, и открытие его никому не нравится. В первую очередь продажному мэру в неожиданном исполнении Игоря Костолевского.

В текст вставлены реальные интервью с экологами и героями оппозиции — Навальным и Удальцовым. Сам спектакль — смелая и вполне убедительная попытка «Маяковки» освоить жанр политической сатиры. Любопытна сценография: художник Михаил Краменко подвесил над сценой вращающийся куб, который переносит в кабинет редактора, в комнату доктора-изгоя и даже в экран ноутбука оппозиционно настроенной блогерши.

«ОБРЫВ»

6 февраля

Образцово-показательный спектакль Адольфа Шапиро по школьному роману Гончарова. Немного старомодный, но добротный. На сцене кипят нешуточные страсти, герои без конца скандалят. В роли большого ребенка, столичного вертопраха Бориса Райского — красавец Анатолий Белый, в театре прославившейся ролями в радикальных постановках Кирилла Серебренникова («Человек-подушка», «Околоноля»). Его оппонентку, бабушку строгих правил, хранительницу фамильной чести и дворянского гнезда, играет муза Анатолия Эфроса, легендарная Ольга Яковлева.

Играет так, что дух захватывает даже у заядлых театралов. За эту роль актриса получила «Золотую маску». Сценография Сергея Бархина добавляет спектаклю еще сто очков. На сцене — гигантская лестница из светлого дерева, никаких бытовых подробностей. Ступени теряются где-то под колосниками, и ощущение катастрофы нависает над героями с первой минуты до последней.

«КРОЛИЧЬЯ НОРА»

12, 21 февраля

Новый спектакль Театра на Малой Бронной ставит худрук Сергей Голомазов, в главной роли — звезда блокбастера «Битва за Севастополь» и сериала «Людмила Гурченко» Юлия Пересильд. Чтобы легче было представить масштаб премьеры, скажем: пьеса американца Дэвида Линдси-Эбейра «Кроличья нора» в 2007 году получила Пулитцеровскую премию», на Бродвее главную героиню играла Синтия Никсон («Секс в большом городе»), в кино — Николь Кидман. Сюжет вертится вокруг пары, потерявшей ребенка по трагической случайности и оказавшейся в глубоком кризисе отношений.

Они пытаются справиться с бедой самыми разными способами (порой комическими и неловкими), но делают друг другу еще больнее. Неведомая большинству парадоксальная сторона горя и бездна личного ада и в пьесе, и в спектакле показаны в мучительных подробностях. Лучшей роли для большой актрисы (а Пересильд именно такая актриса) придумать сложно. Словом, ждем с нетерпением.

ФОТО: ЛАРИСА ГЕРАСИМЧУК, СЕРГЕЙ АПАНАСЕНКО

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий