5 лучших спектаклей марта

Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в марте — в нашем традиционном обзоре.

«ZHOLDAK DREAMS»

БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ИМ. Г. А. ТОВСТОНОГОВА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
НА СЦЕНЕ ТЕАТРА НАЦИЙ,
В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ

Радикальный спектакль известного провокатора Андрия Жолдака номинирован на главную театральную премию страны сразу 5 номинациях: лучший спектакль, лучший режиссер, лучший художник, лучший художник по костюмам, лучшая роль второго плана). Из классической пьесы Гольдони «Слуга двух господ» Жолдак сделал остросюжетный комедийный боевик, герои которого разве что в открытый космос не выходят. Компания черных ангелов, трансвеститов, гангстеров и киборгов, вооружившись лазерными пушками, безумствуют кто во что горазд.

Цитируют персонажей Хичкока и Кубрика до Линча и Тарантино и расстреливают друг друга, получая от этого явное сексуальное удовольствие. Драйв, с которым артисты БДТ разыгрывают не поддающиеся никакой логике множество историй разом, разве что током не бьется. Кстати, почти за всех персонажей здесь говорят (а еще кряхтят, вздыхают и чавкают) Полина Дудкина и Сергей Стукалов, — оба артиста сидят у микрофонов спиной к залу. Киношный прием, заставляющий посмотреть на возможности театра с другой стороны. Убойный блокбастер на сцене? – почему бы и нет.

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Эксклюзивный, написанный и поставленный специально для Большого театра балет Ильи Демуцкого в постановке хореографа Юрия Посохова и режиссера Кирилла Серебренникова тоже номинирован на «Золотую маску». На победу в 9 (!) балетных номинациях претендует и режиссер, и хореограф, и композитор, и исполнители главных партий. Состав абсолютно звездный – Светлана Захарова, Владислав Лантратов, Мария Александрова, Вячеслав Лопатин, Екатерина Шипулина и другие «первачи» труппы. Худрук Гоголь-центра сам написал либретто, «назначил» композитора, придумал сценографию и даже костюмы.

В балете – три части («Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери») и три разных Печорина. Все — психологически изощренные, при этом убедительные и живые. Сам спектакль, на удивление поклонников Серебренникова, абсолютно классический – передающий, «весь ландшафт чувств и страстей» лермонтовских героев. И ни на что более не претендующий. Музыка тоже звучит вполне консервативно. Единственный намек на современность – на водах в Пятигорске отдыхает не светское общество, а инвалиды-колясочники, жертвы войны ( в спектакле заняты люди с ограниченными возможностями —чемпионы мира по бальным танцам среди колясочников). И видеозадник, на котором плещутся волны в «Тамани».

«КАБАРЕ БРЕХТ»

ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
НА СЦЕНЕ

Еще один сильный претендент на «Золотую маску» — темпераментный спектакль Юрия Бутусова, сделанный в руководимом им питерском театре. Налицо торжество «нелинейной» режиссуры, — сюжет раздроблен, трагедия обращена в фарс, пафос «спрятан» в зонги на разных языках. В основе всего этого – биография Брехта и антивоенные тексты его поздних пьес . Перед зрителем – настоящее кабаре, яростный клубок из стихов, драмы и песен.

Зонги Курта Вайгеля звучат на немецком, английском, французском и русском языках. Но главный нерв здесь – волнение и энергия молодых актеров. Очевидно, что для них, как и для Брехта, политическая позиция — вопрос не разума, а сердца. Сергей Волков, играющий немецкого драматурга, номинирован на «Маску» в «актерской» номинации. Трагическим откровением звучит в спектакле его антифашисткий монолог – о необходимости с подозрением относиться к любым оправданиям войны, которые придумывают для народа лидеры наций. Всем сомневающимся, возможны ли в театре гражданские высказывания, смотреть обязательно.

«МАШИНА МЮЛЛЕР»

Едва ли не самая ожидаемая премьера весны, — спектакль-сенсация, объединивший двух негласных лидеров современного российского театра, — Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова. Первый выступает в привычной для себя роли режиссера, второй выйдет на сцену как артист (поклонники ежегодной церемонии «Гвоздь сезона» в курсе актерских талантов автора мхатовских блокбастеров — «Карамазовы» и «Идеальный муж»). В основе будущего хита — произведения легендарного немецкого драматурга Хайнера Мюллера «Гамлет-машина», «Квартет», а также его письма и дневники.

Тексты, в мировом культурном контексте давно признанные шедеврами, в России почти не известные. Главная тема — о времени и художнике, о взаимоотношениях женского и мужского начал в современном мире, о насилии и хрупкости тела, о красоте. Спектакль Серебренникова обещает соединение разных жанров,- танца, музыки, перфоманса и видеоарта. Автором саундтрека выступил Алексей Сысоев. Евгений Кулагин поставил сложный балет с участием обнаженных перформеров. Помимо Богомолова, на сцену выйдут Сати Спивакова и Александр Горчилин.

«БАБУШКИ»

Самый трогательный хит театра «Практика», поставленный Светланой Земляковой в жанре verbatim (документальный театр), завоевал не склонную к сантиментам московскую публику и объездил полстраны с гастролями. Сочная и остроумная мозаика из рассказов реальных алтайских старушек смотрится на одном дыхании. На покосившейся скамейке посреди пустой сцены сидят они и потешно жалуются на «нонюшнюю» молодежь, с горечью вспоминают войну, со смехом — работу в колхозе и «трудодни», с тоской — похороны детей и замужество без любви.

Молодые актрисы (все – выпускницы Мастерской Олега Кудряшова) очень точно копируют говор, интонации, мимику своих героинь. И русскую народную «Ах ты, бабочка моло-о-оденькая, чернобровая, хорошенькая» затягивают как родную. Из их рассказов складывается реальная картина уходящей деревенской натуры. Словом, нескучный этнографический вечер в театре гарантирован.

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий