5 лучших спектаклей июля

1

Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в июле — в нашем традиционном обзоре.

ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Изобретательный спектакль-перформанс, взявший в этом году «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Автор идеи и партитуры — музыкант Петр Айду, чей конек — музыкальная реставрация. Для «Ландшафтов» он воссоздал старинные звуковые и шумовые аппараты, изобретенные для театра много лет назад и выброшенные на помойку при появлении первой граммофонной, а потом и магнитной звукозаписи.

Целый час безымянные персонажи в черном колдуют над таинственными агрегатами, а те в свою очередь выдают пугающе достоверные звуки лесной чащи, бушующего ливня, трепета листвы. Всего четыре эффекта одного летнего дня. Сам Айду называет оригинальную выдумку акустическим театром. Можем подтвердить: загадочные аппараты в спектакле выполняют роль главных героев, а вовсе не реквизита, и будоражат образную память зрителей. Выдающийся хор Школы драматического искусства, указанный в программке, действительно только «на подпевках».

9, 10, 12 июля

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ СТАНИСЛАВСКОГО И НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

Европейский балетный хит, поставленный Кристианом Шпуком в Цюрихе. Немецкий хореограф прославился радикальными трактовками классики и любовью к современному танцу. «Анна Каренина» — одна из самых сдержанных его работ (балерины в спектакле поставлены на пуанты, что для Шпука исключительный случай). Возможно, по этой причине постановкой решено было пополнить репертуар Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, весьма успешно соперничающего с Большим по части эффектных названий и громких имен.

Все ключевые сцены многостраничного толстовского романа остались на месте. За воссоздание атмосферы чувственной роскоши дворянской России отвечала художница Эмма Райот, и надо признаться, цифра 250 (столько нарядов было сшито для балета) интригует. Как и выбор музыкального ряда. В заявленном «саундтреке» , составленном Шпуком лично, — Сергей Рахманинов и Витольд Лютославский, а также грузинские композиторы Сулхан Цинцадзе и Иосиф Барданашвили.

15—17 июля

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Еще один летний спектакль в подарок столичным меломанам. Под занавес сезона Большой театр представляет драматическую легенду для солистов, оркестра и хора (композитор Гектор Берлиоз) в монументальной постановке самого Петера Штайна. Самый знаменитый европейский мэтр — приверженец системы Станиславского, обожающий русскую культуру и классику (по словам Штайна, в детстве его называли Петей), возвращается к «Фаусту» Гете спустя 16 лет после триумфальной постановки на Всемирной выставке в Ганновере. Тот спектакль длился больше 20 часов и стал международной сенсацией.

В Большом Штайн ограничен хронометражом самой оперы, но в том, что психологические портреты Фауста, Мефистофеля и Маргариты снова окажутся неожиданными и вместе с тем очень точными, сомнений нет. У Штайна безупречная репутация режиссера-интеллектуала, настаивающего на художественной точности и стилистической чистоте. Главные партии репетируют Нажмидин Мавлянов, Артуро Чакон-Круз, Саймир Пиргу, Юлия Мазурова, Ксения Дудникова и Юстина Грингите.

15—17 июля

«ТЕАТР.DOC»

Новый прелюбопытный проект от отца новой драмы Михаила Угарова. В стойком как оловянный солдатик «Театре.doc» он поставил спектакль по мотивам пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», породившей в английском театре движение «Сердитые молодые люди» (Angry young men). Как сердится молодежь в России-2016, Угаров рассказывает на примере троих 25-летних друзей, снимающих квартиру в Москве и не знающих, куда себя деть.

С отсутствием смысла жизни не согласен только один из героев — Джимми. Его способ борьбы — агрессивное стендап-шоу в пространстве одной отдельно взятой квартиры (в пространстве спектакля только стол и четыре стула). Не умолкая ни на минуту, Джимми произносит гневные и едкие монологи о том, как сильно и против чего он против: работы, социальных норм, того, что «все места уже заняты», etc. К чему приводят странные домашние митинги — смотрите в Doc. Кстати, пьесу Осборна специально для театра переписала молодой драматург Любовь Мульменко.

6, 29 июля

МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО

Если новые театральные форматы и музыкальный театр — не ваше, выбирайте «Самое важное». Светлый и грустный спектакль о том, что все в жизни приходящее и уходящее, по неподъемному роману Михаила Шишкина «Венерин волос», поставил худрук Мастерской Евгений Каменькович. Причем сделал это так точно и бережно, что многие сюжеты обрели большую ясность.

Главный герой Толмач работает в центре по приему беженцев, переводит жутковатые рассказы русских переселенцев. Иногда он читает историка Ксенофонта и воспоминания певицы Изабеллы, но чаще — воскрешает в памяти образ бывшей супруги Изольды и смешной «училки» Гильпетры. Толпу персонажей играют всего восемь артистов, и в их случае переодеванием дело не ограничивается. Вместе со шляпками и перчатками они меняют пластику и слог. Буквально превращаются в других себя. Актерский аттракцион, устроенный «летучими» «фоменками», завораживает. Не зря же весь женский состав актерской сборной этого спектакля получил спецприз «Золотой маски».

16 июля

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий