5 лучших спектаклей февраля

Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре.

«ЮБИЛЕЙ ЮВЕЛИРА»

МХТ ИМ. ЧЕХОВА, 8, 9 ФЕВРАЛЯ

В этом году худруку МХТ им. Чехова исполняется 80 лет. Малоизвестный трагифарс Николы Маколифф для бенефисной постановки он выбрал сам. Главная интрига грядущей премьеры — режиссирует важный спектакль enfant terrible московской сцены Константин Богомолов. От автора дерзких хитов про наше нескладное политическое сегодня («Идеальный муж», «Карамазовы», «Борис Годунов» и др.) ждать предсказуемого «тихого» спектакля не приходится.

Его стиль — злой сарказм, политические аллюзии, «обнаженка»… В общем, все то, что так не любят адепты традиционного театра. Уже известно, что второй акт пьесы о буднях и мечтах человека преклонного возраста сильно изменен. Остальные подробности постановки держатся в строжайшей тайне. В том, что «Юбилей ювелира» случится громкий, сомневаться не приходится. Кроме Табакова, на сцене можно будет увидеть двух замечательных актрис — Наталью Тенякову и Дарью Мороз.

«ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА»

«СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА», 8 ФЕВРАЛЯ

В основе самого нового спектакля Сергея Женовача — «Театральный роман» Булгакова о начинающем писателе Максудове (его блестяще играет продолжатель звездной династии Иван Янковский, внук Олега Янковского). Писатель ждет, когда его пьесу поставят в театре. Ждет так долго, так мучительно и так взволнованно, что все вокруг начинает казаться ему мерзким кошмаром.

Максудов даже подумывает о самоубийстве. Сцена, в которой режиссер Иван Васильевич до потери сознания репетирует микроскопический эпизод, явно отсылает не только к Станиславскому (над которым издевался Булгаков), но и к основателю СТИ. Однако никаких трагедий! Спектакль Женовача — комедия, гимн безусловной любви к театру. И еще: «Записки покойника» лидируют среди нынешних номинантов на «Золотую маску».

«ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ»

«СОВРЕМЕННИК», 15, 16 ФЕВРАЛЯ

С этого нежного спектакля о несчастной, но настоящей любви началась слава режиссера Галины Волчек. Постановка просуществовала в репертуаре более 30 лет. За год до 60-летнего юбилея его худрук решила пьесу в репертуар вернуть. Случай исключительный — по ее собственным словам, она не любит «возвращений в прошлое». Однако здесь не удержалась: «Устала от того, что в театре перестали идти спектакли о чувствах».

Главную роль Волчек отдала Чулпан Хаматовой. Уникальная актриса, вечная девочка с навсегда застывшей болью в распахнутых глазах, блестяще справилась с задачей — сыграла страстное отчаяние отвергаемого существа. Обращения ее героини к любимому (его играет Кирилл Сафонов) зрители запомнят надолго: столько в них тоски и неподдельной душевной боли. Поклонникам крепких мелодрам и лично актерского дарования Чулпан Хаматовой смотреть обязательно.

«ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

ТЕАТР ИМ. МАЯКОВСКОГО, 20, 21 ФЕВРАЛЯ

В театре Маяковского многие годы шел спектакль Петра Наумовича «Плоды просвещения». Те, кто видел, уверяют, это был спектакль-праздник: озорной, дерзкий, легкий. История господ, увлекающихся «спиритизмом» и просыпающихся к обеду, и их умных слуг, которым такой образ жизни кажется блажью, — знакомый сюжет столичной жизни и хит столичной сцены.

На «Плоды» невозможно было достать билет, зрители приходили смотреть спектакль по нескольку раз. Будущая премьера — это не реанимация легендарной постановки, а новый спектакль, который ставит ученик Фоменко Миндаугас Карбаускис. Спектакль будет успешным — достаточно взглянуть на актерский состав: в звездных ролях Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Михаил Филиппов, Расми Джабраилов, Галина Анисимова.

«ДЯДЯ ВАНЯ»

ТЕАТР ИМ. ВАХТАНГОВА, 25 ФЕВРАЛЯ

 

Лучший спектакль России 2011 года, лауреат всех возможных престижных театральных премий («Хрустальная Турандот», премия Станиславского, «Гвоздь сезона», «Золотая маска») — еще аргументы нужны? «Дядя Ваня» Римаса Туминаса — это нетрадиционный взгляд на Чехова. Здесь нет ни усадеб, ни торжественных чаепитий, ни нервических влюбленностей. Литовский режиссер очистил сцену от быта, оставив место для битвы иллюзий и несбывшихся надежд.

Все чеховские герои у него — фрики, безобразные и жалкие карикатуры на самих себя. Не знают, зачем живут, зато точно помнят, что у них на обед. Только дядя Ваня среди них человек (надо отметить, что это блестящая работа ). Недоуменно смотрит он на дикий, несчастный мир вокруг и не может вымолвить слова против. Стеснительный неудачник побеждает в нем разъяренного интеллигента. Спектакль о том, что бежать от самих себя нам некуда, определенно must-see для всякого уважающего себя театрала.

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий