5 лучших спектаклей декабря

5 лучших спектаклей декабря

Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре.

«ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА»

2, 3, 27, 28 декабря

Максим Диденко

5 лучших спектаклей декабря

Премьера в «Сатириконе» — прежде всего, подарок адептам традиционного театра и редкая возможность увидеть Константина Райкина — артиста на сцене. Худрук в последнее время занят режиссурой и педагогикой, спектаклей с его участием в репертуаре осталось всего два: «Вечер с Достоевским» и «Король Лир». Увлечь новой ролью Райкина смог штатный режиссер «Современника» Егор Перегудов, решивший ставить незаслуженно забытую повесть Ивана Шмелева.

Главный герой — обиженный судьбой и людьми, жалкий смиренный официант Скороходов. И это его глазами, полными ужаса и скорби, зритель смотрит на разгорающуюся революцию в России (время действия — 1910 год). Однако никакой достоевщины не ждите. Скороходов Райкина — очень простой человек, сумевший удержаться от подлостей, будучи поборником христианской морали. Собственно, ее ценность и утверждает режиссер Перегудов.

Сам спектакль решен в консервативном ключе, все строится вокруг феноменальной актерской игры, миллиона психологических нюансов и тщательно выверенных деталей. На сцене — любовно воссозданный быт роскошного ресторана, заключенный в треугольную выгородку из фанеры. Ближе к финалу ее створки сжимаются, выталкивая героя на авансцену. Где он и произносит свой грандиозный монолог про силу внутреннего благородства и смысл существования русского человека.

«ПО ДОРОГЕ В…»

1, 9, 23 декабря

Максим Диденко

5 лучших спектаклей декабря

Достоевский — главный автор режиссера Камы Гинкаса. Самые известные его спектакли — «К. И. из “Преступления”» об обезумевшей от горя и слез Катерине Ивановне, жене несчастного Мармеладова, а также «Играем “Преступление”», где центр действия — диалог Порфирия Петровича и Раскольникова. Еще одной постановкой — «Игры во флигеле» — 25 лет назад открывали сцену МТЮЗа. Потом театр это помещение потерял. Сегодня вновь приобрел. Открыла новую старую сцену премьера — и снова по «Преступлению и наказанию».

На этот раз Гинкас выстроил действие вокруг фигуры алкоголика-авантюриста Свидригайлова. Он рвется уехать из города и зовет с собой Раскольникова. Первого играет главный актер Гинкаса последних лет Игорь Гордин, второго — Эльдар Калимулин. Стерильно-белое пространство сцены заостряет внимание на деталях. Свидригайлов-Гордин — воплощение «идеального мерзавца» Достоевского, обаятельного и мерзкого одновременно.

Его сладкие речи хочется слушать, его омерзительным идеям — верить. Еще два героя действия — «артисты погорелого театра» — оба женского пола, с топорами, застрявшими в головах. Их появление снижает уровень драматизма, но ненадолго. Весь спектакль — идеальное отражение русской действительности: тревожный черный морок, полный нервного юмора и гротесков.

«ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

19, 20 декабря

Максим Диденко

5 лучших спектаклей декабря

Главный хит «Гоголь-центра» авторства его худрука. Инсценировку романа Ивана Гончарова о наивном юноше, вознамерившемся покорить столицу, Кирилл Серебренников написал сам. И по обыкновению перенес действие в сегодняшние российские — точнее, московские — реалии. Уровень остроты зашкаливает: изнеженный Саша Адуев (как всегда органичный Филипп Авдеев) превратился в необразованного провинциала. Его острый на язык дядюшка — в безнравственного циника-олигарха (фантастическая и неожиданная работа Алексея Аграновича, до настоящего времени известного больше как режиссер церемоний Московского кинофестиваля). Вместо Петербурга — Москва, вместо языка дворян — современный сленг.

У спектакля любопытная сценография: по черной сцене катают туда-сюда гигантские светящиеся нули. По бокам горят красным огнем две буквы М — символ метро. Москва как эпицентр зла, инфернальная дыра, поглощающая настоящие чувства и мысли. Смотрится все это не сказать чтобы очень уж свежо, но эффектно и остроумно — однозначно. Современная сатирическая комедия как она есть.

«ИДИОТ»

16–20 декабря, Малая сцена

Максим Диденко
МАКСИМ ДИДЕНКО

5 лучших спектаклей декабря

Будущая премьера Театра наций непременно станет хитом. Хрестоматийный текст романа Достоевского переносит на сцену лидер авангардной режиссуры Максим Диденко — создатель и руководитель «Русской школы физического театра», номинант «Золотой маски», автор хитов прошлого сезона «Конармия» брусникинцев и «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре». Специализацией Диденко считается музыкально-пластический театр. Его режиссерский почерк критики называют страстным и размашистым. И потому ждать от нынешней версии «Идиота» сдержанной читки по ролям точно не стоит.

Что известно на данный момент? В спектакле заняты всего четыре исполнителя: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Ткачук, Павел Чинарев и Роман Шаляпин. Распределение ролей держится в секрете, хотя главная интрига раскрыта — князя Мышкина сыграет Дапкунайте. На первом плане — любовный треугольник Мышкин — Настасья Филипповна — Рогожин. Выбранная режиссером эстетика — черная клоунада. Диденко, по его собственным словам, важно вернуть зрителю «восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Все события будут разворачиваться в пространстве, созданном художником Павлом Семченко из театра АХЕ. А это значит, что сложный видеомэппинг и спецэффекты гарантированы.

«УЛИСС»

27 декабря

Максим Диденко

5 лучших спектаклей декабря

600 страниц шедевра модернистской прозы перенес на сцену главный специалист по «трудной» классике в театре Евгений Каменькович. Спектакль по Джойсу длится шесть часов, никаких аналогий с сегодняшним днем или далеко идущих выводов нет. Чистый эксперимент. Джойс ради Джойса.

Изумительная сценография, множество костюмов, световая партитура и чудесная музыка. Молодой поэт Стивен хочет разорвать дружбу с наглым приятелем по прозвищу Бык. Мистер Блум в это время готовит жене завтрак. За реалистичным планом — глубоко личный: Блум смертельно ревнует жену и ищет пропавшего сына.

Третий пласт — карикатурный. Перед зрителем проходит жизнь обычных дублинцев, суетливых, иногда нетрезвых, смешных. Их, кстати, играет всего семеро актеров, каждый по несколько ролей. Смотреть за их остроумными перевоплощениями — огромное удовольствие. Но все же главное, ради чего стоит идти на этот спектакль, — 40-минутный поток сознания Молли Блум в исполнении Полины Кутеповой.

Она — средоточие женственности. Томная, мягкая, сладкая. Вся — мечта. И вся — утрата. Поэтический ритм знаменитого романа, его стилистические подковырки, гипнотический эффект — в работе большой актрисы всему нашлось место. Не случайно именно за эту роль Кутепова получила «Золотую маску».

ФОТО: АЛЕКСЕЙ ХАРИТОНОВ (1) И (5); ЕВГЕНИЙ ЛЮЛЮКИН (2); ЕЛЕНА ЛАПИНА (3); АЛЕНА БЕССЕР (5); ОЛЬГА ЛОПАЧ (5).

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий