- ФНО, «Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля», 2010
- Трейси ЭМИН, Sometimes, 2004
- Тихару СИОТА, Labyrinth of Memory, 2012
- Яёи КУСАМА, Blue Сoat, 1965
- Йоко ОНО, Cut Piece, 1965
- Вали ЭКСПОРТ, TAPP Und TASTKINO, 1968
- Каролина ЧЕН, Prosperity VII, 2014
- Яков КАЖДАН, «Пер Гюнт», 1999
- Ян ФАБР, Mur de la montée des anges, 1999
- Хелен ПИНОР, Exhale, 2005
- Томас ХИРШХОРН, Katastrophé, 2010
- Константин ГОНЧАРОВ, Passiones Luci, 1995
- Лесли ДИЛЛ, Poem Dress, 1993
- Ай ВЭЙВЭЙ, Dress With Flowers No. 5, 2007
- Георгий ОСТРЕЦОВ, «Солнцепоклонники», 1993; обувь-игрушки, 1992
ФНО, «Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля», 2010
Трейси ЭМИН, Sometimes, 2004
Вообще-то британская художница Трейси Эмин предпочитает ходить голышом, выставлять в музеях свое грязное белье и высказываться про анальный секс публично. Но в этом завораживающем видео она в нежно-розовом платье, покрытом иностранной валютой, бегает по пустыне под музыку Эннио Морриконе. Платье Эмин, дочери турка-киприота, иллюстрирует обычаи традиционной свадьбы на Кипре, что художнице претит. Потому что феминизм — куда больше, чем отказ носить лифчик и право работать «как мужик».
Тихару СИОТА, Labyrinth of Memory, 2012
Пространство для интерпретации этой работы скромное: воображаемый сумасшедший паук старательно оплел паутиной исполинские белые платья — и все тут. Паук — Тихару Сиота, паутина — черная пряжа, которую художница использует как 3D-карандаш для «рисования в пространстве». От склонности бороться за права женщин японка открещивается. Так что условимся считать эти одеяния саванами. А всю инсталляцию — извечным погребальным сюжетом.
Яёи КУСАМА, Blue Сoat, 1965
Еще одна японcкая работа с бьющей наотмашь символикой. Лазурное платье, покрытое радостными огурцами-пенисами, в полосочку к тому же. Все это про наготу и одежду, про тело и сексуальность, намекает автор. Самой Яёи Кусаме в марте исполнится 87 лет. Более 40 из них она живет в доме для душевнобольных и почти 60 лет делает коллажи, инсталляции, перформансы, где все объекты с маниакальным пристрастием покрыты кружочками (реже полосочками), что дает галлюциногенный эффект при трезвом содержании.
Йоко ОНО, Cut Piece, 1965
Вали ЭКСПОРТ, TAPP Und TASTKINO, 1968
Ну все. Журнал Interview — рупор феминизма. На этот раз представляем хрестоматийную австрийскую художницу Вали Экспорт, которая соорудила себе платье-ящик прямо поверх обнаженной груди, заявив, что это не одежда и не коробка, а кинозал, где тело — экран. Смотреть «фильм» зрителям предлагалось руками. Такое вот осязательное 5D-кино образца 1968 года и бунт против общепринятой концепции сексуальности. Только вместо удовольствия «просмотр» обернулся для аудитории настоящей этической катастрофой и нервными криками «из зала»: «Долой Экспорт!»
Каролина ЧЕН, Prosperity VII, 2014
В учении о китайской живописи сказано: «Большинство вещей начинают писать с головы, но при изображении бабочек прежде всего рисуют крылья. Именно в них нужно искать божественную сущность». Как мы видим на этом фото, Каролина Чен решила покрыть платье 20 тысячами бабочек. Каждое насекомое выполнено из фарфора вручную! Такой вот наглядный гимн божественному разнообразию (вопреки западному стереотипу, что «все китайцы на одно лицо»), великой китайской изобразительной культуре и не менее внушительной национальной работоспособности.
Яков КАЖДАН, «Пер Гюнт», 1999
Ян ФАБР, Mur de la montée des anges, 1999
Хелен ПИНОР, Exhale, 2005
Бакалавр в области науки, а также в области искусств, австралийка Хелен Пинор работает в моднейшем жанре art-science. Одна из задач ее художественно-научных изысканий — исследование границ между видимым и его восприятием. Например, эти тончайшие, изящные, такие приятные на вид платья, будто нарисованные в воздухе искусным графиком, а может, даже каллиграфом, на самом деле скульптура из человеческих волос. Шок.
Томас ХИРШХОРН, Katastrophé, 2010
Как и чем смазать лыжи — вот и все проблемы среднестатистического швейцарца. Однако художника Хиршхорна тихая жизнь не трогает. Сфера его интересов — эстетика и политика. На 54-й Венецианской биеннале он так замусорил павильон Швейцарии, что до каждого зрителя, сумевшего пробраться к выходу, дошло: мир невыносим и революция неизбежна. А эти бездушные величавые манекены, платья которых состоят из фотоподборки на жуткие остросоциальные темы, хочется свергнуть и сжечь немедленно.
Константин ГОНЧАРОВ, Passiones Luci, 1995
Лесли ДИЛЛ, Poem Dress, 1993
Ай ВЭЙВЭЙ, Dress With Flowers No. 5, 2007
Ай Вэйвэй — перл нашей коллекции. Да, вся его жизнь — борьба, в работах сквозит политика, но мы сейчас не об этом. Мы о красоте. Красота — глянцевая панацея, ее курс стабильно высок. Это миленькое платьице от китайского художника сделано из фарфора и могло бы посоревноваться в номинации «Материал и зрелищность» с объектами самого дорогого (буквально) в искусстве американца — Джеффа Кунса. И уж точно выиграло бы у него в разделе «Техника». Китайскую школу фарфорового мастерства ни с чем не спутать.