Если бы под каждым произведением на выставках можно было ставить лайки, Новый Манеж наверняка бы переплюнул по ним все вместе взятые музеи Москвы. Стараниями 80 художников и куратора проекта Егора Кошелева здание в Георгиевском переулке превратилось в самый что ни на есть кошкин дом. Заполонивший пространство массовой культуры образ кота помножится также интерпретациями российских авторов от советского авангарда (Олег Целков, Оскар Рабин) до представителей нового поколения совриска (Ростан Тавасиев, Влад Кульков, Татьяна Ахметгалиева и др.). Кому-то выставка покажется мимимишкой на пустом месте, другие, возможно, найдут развитие жанра анималистики в изобразительном искусстве, третьи просто поработают на Instagram — и не прогадают.
Алена Долецкая — куратор выставки одного из самых известных художников-модернистов. Сюр? Самый что ни на есть махровый! Московский музей современного искусства отмечает свое 15-летие привозом Сальвадора Дали, причем слоновых стад на хрупких ножках, часов-глазуний и бесконечных живописных Гал в этот раз не будет, а будут артефакты многолетнего сотрудничества главного сюрреалиста с газетами и журналами своего времени. По обложке, конечно, не судят, но оформление Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town & Country авторства главного эксцентрика ХХ века, как и его знаковые образы-эмблемы, заслуживают времени и внимания. Партнером выставки стал испанский ювелирный дом Carrera y Carrera, который представил в одном из залов музея спецпроект — фантазию на тему того, как бы выглядел сейчас результат совместной работы Carrera y Carrera и Дали для глянцевых изданий. Чтобы не потеряться на выставке и увидеть все, ознакомьтесь с нашим гидом.
Приуроченную к 15-летию выставку в ММСИ на Петровке нужно успеть посетить до 15 марта. Здесь и к гадалке не ходи. Хотя от прогнозов и предсказаний, которые в нынешних реалиях на каждом шагу, и в музее не обойтись. На входе каждому дают хлеб перед зрелищем — традиционные восточные печенья с пророческими цитатами внутри, но главными ориентирами будущего все-таки станут экспонаты большого проекта, собранного из музейной коллекции. Всех художников коллекции ММСИ в будущее уже взяли — имеют право. Знакомое пространство увеличится за счет ранее доступных лишь персоналу помещений: служебных лестниц, комнаток, закоулков. Все произведения показаны в среде их естественного музейного обитания — в витринных шкафах и на выдвигающихся сетках. Увидеть свое будущее в работах классиков искусства XX века (Дали, Кита Харинга, Армана, Нико Пиросмани, Давида Бурлюка и др.), а также звезд и звездочек XXI века (Айдан Салаховой, Виктора Алимпиева, Ирины Кориной, Юрия Альберта) стараемся в музее на Петровке, фасад которого неоновой надписью британца Мартина Крида буквально намекает: «Все будет хорошо». Недостаточно этого? Попробуйте погадать — у нас все обложки для вас открыты.
Раз в году «Гараж» становится экспериментальной площадкой, где главными действующими лицами являются зрители. В этот раз традиционный «Арт-эксперимент» через творчество Джона Кейджа обратился к звуку: на примере лекции музыканта «Композиция как процесс» кураторы проекта предложили гостям ответить на 32 вопроса авангардного композитора делом при помощи инсталляций и объектов, созданных известными российскими и зарубежными художниками. Много шума из, казалось бы, ничего (заводные рыбки, цветы, лед, кухонная утварь и т. д.) успеваем сделать до конца новогодних праздников.
Пока с внешней политикой у нас, мягко скажем, не все гладко, в Пушкинском музее решили ценить то, что уже имеем: к 200-летию дипломатических отношений между Россией и Швейцарией там открыли грандиозную ретроспективу Пауля Клее. За всю карьеру хрестоматийный модернист, без которого абстрактный экспрессионизм был бы уж точно не тот, оставил после себя наследие из 9000 произведений, большая часть которых хранится в коллекциях и фондах Базеля и Берна. В Москву оттуда привезли 150 экспонатов и разместили в семи тематических залах, рассказывающих в хронологии карьеру и жизнь художника: первые штудии, путь к абстракции, преподавание в Баухаузе, приход к власти национал-социалистов, болезнь и поздние работы. Убедиться в том, что настоящий художник до конца гнет свою линию, без которой ни дня, успеваем до конца зимы.
DSL — аббревиатура имен коллекционеров Доминик и Сильвиана Леви, супружеской пары, начавшей собирать современное китайское искусство еще тогда, когда это еще не было мейнстримом, а пусть изысканным и благородным, но все-таки арт-чудачеством. Трендсеттеры в мире собирательства прекрасного, Леви стали одними из первых, кто привез современных художников Поднебесной в Европу, не только выделив их в отдельную группу, но и вообще конвертировав существенную часть своего финансового капитала в их популяризацию. За девять лет существования собрание DSL Collection перевалило за топ-100 современных китайских авторов, включив в себя произведения таких художников, как Ай Вэйвэй, Цао Фэй, Лю Цзяньхуа, Лю Вэй, Сунь Юань и Пэн Юй, Ян Фудун, Ян Цзечан и Чжан Хуан и многих других. В Москву привезли живопись, фотографии, скульптуры и инсталляции 28 художников, и пусть это капля в море коллекции DSL, но точно первый столь крупный привоз современного китайского искусства в Россию. Заново осмыслить фразу «made in China» успеваем до конца выходных в Еврейском музее и центре толерантности, где, кстати, до 8 января свободный вход на основную экспозицию.
В раннем детстве Стивен Мейзел любил рисовать. Рисовал он не рыбок, цветочки, солнышки и то, что обычно в детстве рисуют, а сразу же девушек. Брал у мамы, известной певицы, подшивку Vogue и Harper’s Bazaar и по контурам переписывал лучших красоток 1960-х. Ну, в итоге и дорисовался: с 1990-х Мейзел — официальный фотограф Vogue Italia, который обязан ему обложками за последние 20 лет, за спиной у него рекламные кампании ведущих брендов (от Armani до Alexander Wang) и репутация крестного отца супермоделей. В том числе с его подачи мир узнал о Коко Роша, Джессике Стэм, Линде Евангелисте, Марине Линчук, да и к карьере Наоми Кэмпбелл Мейзел приложился. В МАММ привезли 12 снимков Мейзела для календаря Pirelli этого года, героинями которого стали американки Джиджи Хадид, Кэндис Хаффин, Кэролин Мёрфи и Камерон Рассел, бразильянки Изабели Фонтана, Адриана Лима и Ракель Циммерман, англичанка Карен Элсон, пуэрториканка Джоан Смоллс, россиянки Наталья Водянова и Саша Лусс. Их формализм в цвете и свете смотрим на Остоженке до 1 февраля. Там же не забываем посмотреть классика советского неофициального искусства Владимира Яковлева.
Начало года — время подводить итоги и строить планы на будущее, которые сейчас, скорее, могут существовать в формате надежд. Год назад Манеж, галерея «Триумф» и «МедиаАртЛаб» запустили крайне важный проект по поддержке молодых художников, каждый из которых получил возможность показаться на одной из центральных площадок Москвы. До конца месяца на цокольном этаже Центрального Манежа открыта медиагалерея с видео- и мультимедийными инсталляциями 13 художников-участников, среди которых победитель премии Кандинского прошлого года Евгений Гранильщиков и лучший проект молодого художника этого года (опять же по результатам премии Кандинского) — «Бальтус» Альберта Солдатова. Эти работы, а также последние произведения Антонины Баевер, Дмитрия Венкова, Софьи Гавриловой, Веры Коняшовой, Елены Коптяевой, Насти Кузьминой, Романа Мокрова, Николая Онищенко, Марии Сакирко, Алисы Таёжной и Алексея Таруца смотрим в специально созданных для этого случая павильонах до 18 января. Про Крым тоже будет.
Свое десятилетие галерея RuArts празднует во всей красе — привозом фотографа Спенсера Туника, которого уж точно по одежке не встречают. Американский художник известен фото- и видеодокументациями огромных инсталляций из тысяч обнаженных людей по всему миру. Желающих остаться в искусстве и помелькать тем, чем мама наградила, на стенах лучших галерей и музеев мира хоть отбавляй — дефицита волонтеров Туник никогда не испытывал. В Мехико ему удалось побить личный рекорд: 18 тысяч обнаженных на городской площади — зрелище настолько же красивое, насколько и пугающее. Широкоформатные фотографии этого и других перформансов главного вуайериста от современного прекрасного до конца января можно увидеть в галерее в 1-м Зачатьевском переулке, там же узнать, кому посвятила свою дипломную работу Леди Гага (спойлер: Спенсеру Тунику).
Проект Анатолия Осмоловского «Рас-членение» уже сам по себе представляет двухчастную выставку, хотя и на первой, и на второй без фрагментированных голов, рук, ног не обойдется. Выставку триумфально откроет серия из девяти нанизанных на металлические колья бюстов «Головы мертвых революционеров», по триадам образующих последовательность «основатель — продолжатель — оппонент» (Маркс, Энгельс, Бакунин; Ленин, Сталин, Троцкий; Мао Цзэдун, Че Гевара, Хо Ши Мин). Танатос на первом этаже разбавят Эросом на нижнем: там в деталях и детальках представлена серия «Украинка» — анатомический конструкт из частей тел эталонных красоток Европы и России, а также его сборка — подвешенное к потолку франкенштейнообразное подобие то ли Аманды Лепур, то ли Ким Кардашьян ближайшего будущего. Фундаментальную историю и тяжеловесную красоту (две серии выполнены в бронзе) успеваем смотреть до начала первой рабочей недели года.