Музей современного искусства «Гараж» московские тусовщики знают скорее как место с классными вечеринками «под грибами». На самом деле это серьезная выставочная институция — с научным и экспозиционным отделами, библиотекой, издательской и образовательной программами. Interview разузнал о новом проекте все.
Это пространство — перестроенное модернистское кафе 1968 года. Потому первым делом обратите внимание на фото и 3D-картинки, которые расскажут о реконструкции, реставрации, о том, где заканчивается здание-оригинал и начинается новое.
После архитектуры главное в «Гараже» — экспозиция. Запланированные на открытие выставки намекают на основные направления деятельности музея: совместное творчество с художниками. Полевые программы. Работа с передовыми авторами. И конечно, удовлетворение амбиций жаждущей селфи публики — возможность сняться на фоне полотен суперзвезд совриска.
Interview подготовил гид по самым ярким выставкам и проектам нового здания Музея современного искусства «Гараж».
Эрик Булатов. «ВСЕ В ГАРАЖ»
12 июня — 30 июля
Карьере художника Булатова недавно исполнилось 50 лет, и плоды его таланта неоспоримо прекрасны. Настолько, что даже главный хулитель современного искусства министр Владимир Мединский записался в поклонники.
Важных творческих заслуг у Булатова несколько. Перед детской аудиторией — канонические книжные иллюстрации к «Золушке». Перед коллегами по арт-цеху — изобретение живописного варианта такого явления в русском искусстве, как московский концептуализм. И наконец, перед широкой публикой — огромная ретроспектива Булатова прошла в Манеже в 2014-м, после чего перед художником сняли шляпы даже те, кто его работ в жизни не видел.
Теперь и «Гараж» заказал классику произведение. И это вовсе не живописное полотно с жизнеутверждающим или, напротив, нигилистическим посылом, как логично было бы предположить. А монументальная скульптура — первая в творчестве 81-летнего мастера.
Технический ассистент
реконструировал точку отсчета русского актуального искусства
Два года назад «Гараж» запустил программу под названием Garage Field Research. В переводе на русский это означает, что художникам и кураторам дали финансовую и академическую возможность проводить исследования в России.
Первая ласточка — проект художника, чье имя запрещено упоминать всуе. Сам он называет себя Казимиром Малевичем, или Николаем Пуниным, или (вот как сейчас, например) Техническим Ассистентом Музея Американского Искусства в Берлине. Все потому, что больше всего на свете его увлекает процесс симулирования. А имя в этом деле — ничто. Его исследование в рамках программы «Гаража» связано с нашумевшей Американской национальной выставкой 1959 года в «Сокольниках», где кроме предметов обихода были работы художников, в основном абстрактных экспрессионистов. Мероприятие нанесло удар по советским устоям, стало точкой отсчета для самосознания российских неофициальных художников.
Пытаясь воспроизвести ситуацию начала русского современного искусства, Технический Ассистент собрал билеты, плакаты и прочие артефакты с выставки, воссоздал несколько произведений, записал интервью с очевидцами.
ПРОЕКТ «ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
12 июня — 23 августа
Раша Салти и Койо Коуо изучили топологию африканского кино в России
Два международных куратора Раша Салти и Койо Коуо в России исследуют творчество африканских режиссеров, в 1960–1980-е учившихся во ВГИКе. Среди таких, к примеру, мавританец Абдеррахман Сиссако, в этом году он получил французскую кинопремию «Сезар» за фильм «Тимбукту».
Огромный архивный материал — туда заодно включили русских режиссеров, которые в те же годы снимали в Африке, — поддерживает картограф, показывающий сложную топологию передвижений режиссеров по обоим континентам.
Тарин Саймон оставила послание будущим поколениям
Не меньше загадки «Черного квадрата» американку Тарин интересует все, связанное с ядерной энергетикой и высокоактивными отходами. Поэтому ради проекта с художницей «Гараж» слился в творческом экстазе с корпорацией «Росатом», чтобы девушку допустили на завод по переработке радиоактивных отходов — снимать их утилизацию.
Отходы эти кладут в небольшой контейнер размером 25 на 35 сантиметров и заливают стеклянной массой, после чего отправляют в спецхранилище на 500 лет, пока содержимое не станет безопасным. Внутрь контейнера Саймон положила еще и капсулу времени с посланием потомкам.
В музее тем временем подготовили целую стену, куда по истечении времени вставят объем из контейнера — между прочим, черный. Для блока художница оставила нишу с параметрами «Черного квадрата» Малевича — 79,5 на 79,5 сантиметров. А внутри нее — еще одну поменьше, размером под объем.
Так Саймон вернула самому мощному символу мирового авангарда, «Черному квадрату», его мощь и сверхъестественную энергию.
Антон Видокль снял фильм о русском космизме
Некогда московский, а ныне нью-йоркский художник Антон Видокль снял фильм “This Is Сosmos!”, в основе которого — идеи Циолковского, Чижевского, Федорова. Зал с видео позволяет не только совершить путешествие по местам силы русского космизма (Памир, Крым, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), но и помедитировать на удобных диванах, напоминающих те, что спроектировал для Наркомтяжпрома великий архитектор-конструктивист Иван Леонидов.
В том же пространстве — «экспериментальное хранение» авангарда. Кураторы «Гаража» собрали работы Василия Чекрыгина, рисунки философа Николая Федорова, оригиналы Малевича и Мансурова и систематизировали их, чтобы сделать очевидной связь между космизмом и авангардом.
Рикрит Тиравания. «ЗАВТРА — ЭТО ВОПРОС?»
12 июня — 23 августа
С чутьем заправского культуролога таец Тиравания показывает зрителям от MоMA в Нью-Йорке до музеев Окленда и Токио не холодные артефакты, а себя внутри специальных пространств — станций взаимодействия. В «Гараже» художник открывает русскую пельменную, комнату по маркировке маек глубокомысленными фразами и расставляет по всему этажу столы для пинг-понга.
Дополняет акции зал с фотодокументами проектов чехословацкого концептуалиста Юлиуса Коллера (1939–2007), с перформансами которого Тиравания, по его словам, чувствует ментальную связь, опирается на его сюжеты и переводит их в поле человеческого понимания.
«Яёи Кусама: ТЕОРИЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ»
12 июня — 9 августа
Чтобы доказать серьезность намерений по части привоза иностранных суперзвезд, на открытии музей покажет выставку 85-летней японской художницы Яёи Кусамы. Несмотря на очевидный обсессивный синдром, связанный у Кусамы с точками, она уже 60 лет умудряется соединять их все в новые и новые узоры. И это восхищает.
ПРОЕКТ «Древо СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА»
12 июня – 9 августа
Научный отдел «Гаража» во главе с искусствоведом Александрой Обуховой презентует свою деятельность инсталляцией, посвященной генеалогии русского современного искусства, — Living Tree. Пространство напичкано мэппингом, документами, артефактами, скульптурами, современными технологиями — все вместе и обозначает связи в искусстве начиная с 1960-х.
Школа модераторов
Это — результат инновационных разработок в образовательном отделе музея. Здесь будут готовить людей-катализаторов между выставкой и зрителем. Модераторы не водят экскурсии, но всегда находятся в зале, чтобы ответить на вопросы, поддержать одиноких посетителей или вступить в дискуссию со всезнайками из категории «И я так могу!».