Каждому родителю хочется иметь ребёнка, который придя после уроков и пообедав, с энтузиазмом и без лишних напоминаний садится за выполнение домашнего задания, много и с интересом читает, а поутру с удовольствием бежит в школу за новыми знаниями. В реальности лишь немногие могут похвастаться столь высокой мотивацией ребёнка к учёбе. Остальным приходится прилагать немало усилий для того, чтоб заставить своё чадо учиться.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

По сути, мотивация – это желание. Я хочу это сделать, потому что… После «потому что» родители подставляют различные варианты обоснования необходимости учиться. И вот тут начинаются ошибки, из-за которых эта самая мотивация либо держится совсем недолго, либо пропадает напрочь.

Наиболее распространённые ошибки родителей.

  1. Общие слова.

«Все учатся и ты должен, ученье свет, а не ученье тьма, не будешь учиться, станешь уборщицей» и т. д.

Подобные утверждения слишком абстрактны, а потому непродуктивны. Кроме того, малыш искренне не понимает, почему он должен пыхтеть над учебниками, когда ему хочется погулять, и что плохого в том, чтобы быть уборщицей, вон тётя Маша в школе такая добрая и улыбчивая.

  1. Угрозы или шантаж.

«Если не сделаешь уроки, не пойдёшь гулять, не дам играть в компьютерную игру, не будешь смотреть мультфильм». Родители ошибочно полагают, что ради любимого развлечения ребёнок выполнит требуемое. Возможно, он подчинится, но учиться будет, что называется из-под палки и каждый раз угрозы придётся ужесточать. Если же в семье практикуются физические наказания, то дело обстоит ещё печальнее. Страх – плохой мотиватор, итогом его может стать ненависть к учёбе.

  1. Давление и внушение чувства вины.

«Тебе не стыдно? Посмотри, до чего ты мать довёл! Мы работаем с утра до ночи, чтоб тебе образование дать, а ты!». Подобные высказывания имеют только один эффект – ребёнок начнёт чувствовать себя виноватым. Вроде и получается добиться своего, сын или дочь сидят над учебниками, но нехотя, через силу. При этом становятся подавленными, угрюмыми, начинают часто болеть.

  1. Сравнение с другими детьми.

«Посмотри на Олю, умница, отличница, а ты!», «У тебя тройка за контрольную? А у Пети? Пятёрка? Вот он молодец, старается!». Родители часто используют этот метод, думая, что желание стать лучше Оли или Пети подстегнёт школьника, и он с удвоенной энергией примется за уроки. На самом деле сравнение угнетает. Мысль о том, что кто-то постоянно оказывается лучше, лишает всякого желания стараться и преодолевать трудности. Сравнение рождает уныние и апатию и к мотивации никакого отношения не имеет.

  1. Обещание вознаграждения.

«Закончишь четверть на пятёрки, получишь велосипед», «Если годовые оценки будут отличные, купим тебе новый телефон». Знания, полученные таким образом, быстро забываются, поскольку акцент с их ценности смещается на важность приза.

Кроме того, слишком отдалённый по времени подарок не способен удержать внимание ребёнка на цели. Учиться-то нужно сегодня, а конец четверти где-то там, далеко. В результате интерес к награде теряется, и грызть гранит науки становится как бы незачем.

Но если велосипеда хочется так сильно, что малыш старается изо всех сил, то родителям выполнить обещание нужно обязательно, несмотря ни на какие обстоятельства. Иначе утрата доверия и полное безразличие к учёбе.

  1. Деньги.

Оплата хороших оценок весьма спорный вариант стимулирования. Коммерческие отношения между членами семьи способны свести на нет дружественную и тёплую домашнюю атмосферу. Помимо этого, некоторые дети очень быстро смекают, что с помощью такой постановки вопроса, мамой можно манипулировать. «Если не заплатишь мне за пятёрку, в следующий раз вообще ничего не буду делать», — говорят они.

Привитое знание, что всё меряется деньгами, может сослужить плохую службу в дальнейшем.

  1. Завышенные требования.

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он не может выполнить в силу объективных причин. Если у него ярко выраженные творческие способности, не нужно настаивать на зубрёжке физики или математики, правильнее будет развивать то, что дано природой – литературный талант или страсть к рисованию. Если он медлительный, не торопите его, лучше дать необходимое время на обдумывание, чем впопыхах наделать ошибок. В случае усталости или болезни необходимо дать ему возможность отдохнуть, восстановить силы.

  1. Собственные проекции.

Одна из самых частых ошибок, когда старшее поколение нагружает младшее своими ожиданиями. «Я была отличницей и моя дочь не может учиться кое-как» или «Мне учиться не позволили обстоятельства, но сын должен получить хороший аттестат!». Чем меньше матери или отцу удалось реализоваться в значимых для них сферах, тем сильнее давление ожиданий. То, что ребёнок отдельная личность и у него свой путь обычно забывается.

Как же правильно поступить?

Что делать, чтобы сформировать у школьника устойчивое желание и интерес к учёбе?

Доброжелательная спокойная атмосфера в семье

Это первое, чему стоит уделять внимание, причём постоянно. Вы можете по-разному пробуждать интерес к знаниям, но если обстановка в семье нервозная, с частыми ссорами и скандалами, ваши усилия ни к чему не приведут. Ходите все вместе гулять, смотрите кинофильмы, чаще разговаривайте с малышом, интересуйтесь его делами, его мнением. Важно, чтобы он знал – он часть большой семьи и здесь ему рады.

Поддержка и принятие

Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть. Вероятно, вы хотели бы, чтобы он был более ловким, спортивным, или научился играть на фортепиано, а может, вы видите в нём будущего великого физика. Но что если природа заложила в него способности к другим занятиям? Примите это и не пытайтесь исправить. Лучше вырастить великолепного художника, чем посредственного математика.

Поддерживайте своё дитя во всём, особенно когда у него что-то не ладится. «Я в тебя верю! Ты сможешь! Не получилось сегодня, получится завтра», — с помощью таких поощрительных слов вы закладываете крепкий фундамент уверенности в себе.

Не концентрируйтесь на ошибках

Особенно это важно для учеников начального звена. Не делайте трагедию из-за криво написанной буквы, лучше порадуйтесь вместе с малышом за остальные, такие ровные и красивые! Подросткам можно уже более смело указывать на их промахи. Но сначала найдите, за что похвалить. «Вот эти примеры ты решил правильно, и так аккуратно всё написал! А вот тут немного просчитался. Давай посмотрим, как это можно исправить».

Не ругайте ребёнка бездумно за любые оплошности, результат будет один – он начнёт бояться. Иногда страх ошибки настолько парализует, что бывает вообще сложно взяться за дело.

Малое лучше большого

Это касается и успехов, и целей, и времени, которое уделяется выполнению домашнего задания.

Замечайте даже маленькие достижения своего ученика. Из всего упражнения правильно написанной оказалась только треть? Отлично! Всё время приносил двойки по литературе, а сегодня тройка? Здорово! Для вас это может и незначительно, но ребёнок усердно трудился, чтобы подняться на одну ступеньку выше.

Цели предпочтительнее ставить маленькие, на день, на неделю. На такой цели легче сконцентрироваться, она более достижима. Используйте принцип «Только сегодня». «Только сегодня я буду внимательно слушать учителя и выполнять всё, что он говорит». И так каждый день.

Время на выполнение домашних заданий тоже лучше делить на небольшие отрезки. Например, 15 минут уделяем работе, потом перерыв, затем следующие 15 минут, снова отдых. Сначала придётся малыша контролировать, потом, когда он научится самостоятельно следить за часами, можно увеличивать временной отрезок.

Сначала «съесть лягушку»

Принимаясь за уроки, прежде всего, нужно выполнить задания по тем предметам, с которыми возникают наибольшие трудности. Это называется «Съесть лягушку». Затем устроить перерыв, отвлечься, перекусить. После этого более лёгкие задачи обычно выполняются быстро и без особых проблем. Если оставить трудное на потом, велика вероятность, что ни внимания, ни сил на это у ребёнка уже не останется.

Больше самостоятельности

Приучайте детей к тому, чтобы они сами контролировали учебный процесс. Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Поначалу, конечно, придётся направлять деятельность, но постепенно отдавайте бразды правления в детские руки. Пусть ученик сам соберёт портфель в школу и даже если он что-то не учёл, дайте ему прочувствовать последствия своей забывчивости, в следующий раз он постарается быть более внимательным. И обязательно хвалите за каждый пусть маленький, но удачный шаг.

Важность знаний, а не оценок

Хорошая отметка не признак хороших знаний. Материал можно вызубрить, контрольную списать, а экзамен сдать по шпаргалке. Не слишком фокусируйтесь на оценках. Если вы хотите создать школьнику достойный интеллектуальный багаж, покупайте дополнительную литературу, смотрите вместе познавательные передачи. То, что интересно, усваивается лучше.

Личный пример

Ничто не действует сильнее личного примера. Делитесь своими историями из детства, как вам удавалось преодолевать трудности в обучении, что вас вдохновляло. Покажите ребёнку, как вы сами справляетесь с чем-то, что не доставляет большого удовольствия. Комментируйте свои действия. «Я не люблю мыть посуду, но мне придётся это сделать. Зато потом, глядя на чистые тарелки, я смогу похвалить себя за то, что так хорошо и быстро справилась с неприятным делом. И меня ждёт конфетка!».

Как видно, развить достаточную мотивацию не так уж сложно. Самое главное: терпение и последовательность. Первые положительные результаты не заставят себя долго ждать, и скоро вы сможете гордиться своим юным учеником.

Интервью
Добавить комментарий