Не считайте факт детского подражания вымыслом психологов

Англичане говорят так — не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя. Насколько это верно, можно косвенно убедиться по результатам эксперимента учёного Альберта Бандуры, проведённого в 1961 году и получившего название «кукла Бобо». В то время этичность подобных опытов не ставилась под вопрос, чем светила науки невозбранно воспользовались. Что ужасного в эксперименте? Не переживайте, на крюке в подвале никого не подвешивали, кожу ни с кого тоже не сдирали, впрочем, давайте по порядку.

Альберт Бандура и кукла Бобо

Предыстория и цели

Господин Бандура был активным сторонником теории социального научения, и считал, что модели поведения, увиденные человеком со стороны, оказывают серьёзное влияние на его собственное поведение.

В предшествовавших «кукле Бобо» опытах он убедился, что дети в присутствии взрослых охотно копируют их манеры поведения. Теперь он ставил задачу выяснить, насколько сильно они будут копировать действия, в частности, агрессивные, которые они наблюдали у взрослых, в их отсутствие.

Средства и способы проведения эксперимента

Испытуемыми стали по 36 детей обоих полов возрастом от 3 до 6 лет, воспитанников детсада при университете Стэнфорда. В качестве моделей, за которыми наблюдали дети, выступали мужчина и женщина, ассистенты доктора Бандуры.

Перед проведением испытаний выявлялось обычное поведение ребёнка в условиях детского сада, в части его агрессивного поведения относительно неодушевлённых предметов. Это делалось для того, чтобы была возможность посмотреть, что поменялось во время эксперимента, стал ли ребёнок вести себя иначе. Помимо контрольной группы, состоявшей из 24 детей, была создана экспериментальная из 8. Подбор членов групп осуществлялся по результатам проведённых наблюдений.

Половина испытуемых наблюдала со стороны взрослого агрессивные действия, половина — неагрессивные, затем члены группы были разделены по критерию пола. Дети одной половины групп далее наблюдали за действиями модели одного с ними пола, другие — противоположной. Контрольной группе никаких действий не демонстрировалось.

ход эксперимента

Ход опыта

В комнату помещали детей и множество игрушек, наиболее нравившихся им. В противоположном углу комнаты находился конструктор, молоток и полутораметровая надувная кукла Бобо. Экспериментатор сообщал детям, что эти игрушки для взрослого и уходил из комнаты. Далее, заходил взрослый и в зависимости от группы испытуемых, либо просто мирно играл с конструктором, либо, после минутной паузы, начинал изгаляться над Бобо и продолжал это увлекательное занятие на протяжении определённого времени.

Чтобы убедиться, что дети именно копируют поведение взрослых, решено было, что бедолажного Бобо будут не просто бить, а издеваться над ним с чувством, толком и расстановкой — садиться на него сверху, колотить по голове молотком, пинать, швырять по всей комнате, сопровождая действия агрессивными репликами вроде «на, получи», и парой относительно нейтральных фраз. При этом, для пущего усвоения ребёнком манер поведения в приличном обществе, процедуру экзекуции проделывали трижды.

Спустя десять минут экспериментатор вёл ребёнка в следующую комнату, находившуюся в здании напротив. В ней в том же порядке, что и в предыдущей, находились такие же игрушки, включая конструктор, Бобо и молоток. Перед тем как туда попасть, экспериментатор раздражал испытуемого следующим образом. Между первой и второй комнатами была промежуточная игровая комната с любимыми этим ребёнком игрушками, куда его помещали на 20 минут, дав возможность начать игру, выждав пару минут, запретив играть и добавив, что все игры будут в следующей комнате.

Не считайте факт детского подражания вымыслом психологов

Результаты

Не буду утомлять вас, приводя гипотезы, выдвинутые Бандурой и его командой непосредственно перед опытом. Перейдём сразу к результатам.

Во-первых, те дети, которые наблюдали агрессию со стороны взрослых относительно Бобо, значительно охотнее принялись за истязание куклы, нежели те, что наблюдали мирную возню с конструктором, или чем те, что вообще ничего не наблюдали (контрольная группа).

Второе — те мальчики, которые наблюдали за собирающим конструктор взрослым, вели себя более мирно, чем мальчики из контрольной группы, и по большей части тоже занялись конструированием.

В-третьих, была чётко выявлена тенденция к большему копированию поведения взрослого того же пола, что и испытуемый, по сравнению с противоположным полом.

Четвёртое — для мальчиков физическая агрессия оказалась более предпочтительной формой поведения, чем для девочек, чего нельзя сказать о словесной. Здесь особой разницы выявлено не было.

Курение -одна из привычек, перенимаемых через подражание взрослым

И что с того?

А то, друзья мои — если вы чему-то хотите научить ребёнка, не талдычьте ему по сто раз, что можно, а чего нельзя, а показывайте живой пример. В этом случае постулат «что можно вору, нельзя воришке» не пройдёт.

Больше всего умиляют родители, пытающиеся внушить своему чаду простые истины о вреде курения, а при этом сами дымящие, как паровозы. В лучшем случае дитя намотает себе на ус что-нибудь вроде «стану постарше, начну курить». А может, и не станет дожидаться, чего время терять-то? То же самое справедливо для нецензурной брани, горячительных напитков, да любых, хороших или не очень, привычек.

Касательно же физической агрессии — да, настоящий мужчина должен уметь и борщ сварить, и люлей ввалить, но не стоит приучать детей к тому, что этот вариант приемлем и желателен. Подобных моделей поведения в доме ребёнок не должен видеть ни в коем случае — никакой ругани, ссор, а тем более, рукоприкладства. Посему, воспитывайте себя, господа взрослые.

Анастасия Караулова
Анастасия Караулова
Автор статей. Имею высшее образование по Психологии.
Оцените автора
journal "Нашептали"
Добавить комментарий

Adblock
detector