Как помочь ребёнку-изгою

Людям, непохожим на других, с отличающимся мышлением, не имеющим традиционного уклада жизни, отвергающим общепринятое поведение в обществе живётся непросто. Социум не принимает человека, имеющего отличия. А часто и делает всё возможное, чтобы отвергнуть и исключить такого индивида из общества. Делает это порой очень жёстко, подвергая его унижениям, изолируя.

Как становятся изгоями?

Изгои есть в любом коллективе — во взрослом, в детском, подростковом. Человек может иметь вполне обычное поведение, но какую-то особенность физического развития, которая сразу же станет для других пунктом, чтобы исключить его из коллектива, навешав ярлык – изгой, странный, больной и т. д.

В школе очень тяжело тем детям, которые имеют подобные особенности развития. Например, косоглазие, лопоухость, заикание может стать предметом насмешек, переходящих в оскорбление и унижение. Ребёнок в этом случае замыкается в себе. Он видит, что он не такой, как все (даже если это не так), его исключают отовсюду.

К тому же в школе есть всегда группа лидеров и приближённых к ним, которые показывают всячески свою силу. Вначале это может проявиться, как элемент игры, который поддерживает весь класс, очень часто включая и самих учителей. Многие из лидеров становятся любимчиками, их ставят в пример, а значит им позволено многое. Например, обижать, тех, кто не такой, как всё или имеет физический недуг.

Изгоем может стать ребёнок не только с патологиями во внешности, но и абсолютно обычный, но из бедной семьи. Если нет атрибутов, характеризующих «крутизну» среди молодёжи, не столь модная пара кроссовок или не та модель телефона, то ребёнка могут начать унижать, дразнить, издеваться.

Психологическая травля часто лишь начало более серьёзных действий, проявляющихся у старшеклассников. И приводящих к более страшным последствиям, таким как насилие, суицид, уход из школы и нежелание больше учиться.

Симптомы изгоя:

  • нет друзей в коллективе;
  • не входит ни в одну социальную группу, которая бы оказала ему поддержку;
  • частая смена мест работы или учёбы;
  • депрессивное состояние, сопровождающееся различными фобиями;
  • затворнический образ жизни;
  • потеря интереса (хобби, к жизни), апатия.

Это лишь некоторые сигналы, которые представляют человека изгоя. На самом деле психологических аспектов, которые описывают этот статус в разы больше.

Что могут сделать родители

Самая большая ошибка родителей при возникшей изоляции ребёнка это «закрывать глаза» на ситуации или говорить «перерастёт», «всё пройдёт». Это нежелание увидеть «сигналы» тревоги, которые подают ребёнок, потом превращается в драму.

Поэтому, если вы знаете, что у ребёнка есть физическая особенность развития, особенность характера, необходимо постоянно быть с ним в контакте. Отдав в школу, необходимо мониторить его психологическое состояние и внимательно слушать то, что он рассказывает.

Если ребёнка начинают дразнить или третировать, то необходимо родителю вмешаться и принять меры:

  • обратиться к директору школы;
  • созвать собрание, где будут присутствовать родители обидчиков и администрация школы, школьный психолог;
  • перевести ребёнка в другую школу.

Но самое главное, что у ребёнка не должно возникать ощущение неполноценности. Ведь, когда идёт травля и унижение, даже психологический стойкий человек не всегда может выдержать агрессию без срывов и резких неконтролируемых реакций.

Обязательно нужно дать понять ребёнку, что он не один. Что он не «урод», «дебил» и т.д (это самые мягкие эпитеты, с которых начинается травля). Возможно в ситуации, когда ребёнок исключён из жизни класса и затравлен, самое важное дать ему психологическую поддержку и изменить положение вещей.

Переведя в другую школу, родители могут предупредить учителей, что ребёнок болезненно реагирует на некоторые особенности своей внешности и уже предвидеть двусмысленные ситуации. Помогает ли это? В некоторых случаях да, помогает.

К тому же стоит ребёнка обязательно чем-то занять дополнительно, что увеличивает его самооценку. Если он хорошо плавает — плавание, нравится конструировать — моделирование, хорошо рисует — рисование.

Очень часто родители повторяют: «А я ничего не замечал», «я на работе, мне некогда», «у меня нет возможности платить за частную школу» и т. д. Это не решает проблемы трагического существования (именно номинального присутствия) ребёнка в классе. По мнению психологов, некоторые подростки начинают перенимать асоциальное поведение именно от внутренних травм. Заметить их вовремя задача родителя.

Скользкие моменты

Если в младшем возрасте ребёнок – изгой идёт на контакт и рассказывает некоторые детали своего взаимодействия с другими детьми, то в старшем дети часто молчат.

Почему так происходит? Чувство стыда, непонимание с родителями, боязнь огласки (запуган сверстниками), нежелание говорить на тему своей идентификации и самоидентификации, неверие в помощь и поддержку.

Какой путь выбрать родителю при общении с ребёнком решает родитель. Но важно, чтобы он был полон доверия и поддержки. Не стоит «бросать» ребёнка с особенностями развития в случае его отдаления, «ухода в себя», списывать всё на переходный возраст. Своим нетипичным поведением он может подавать сигнал о помощи.

Фраза о том, что необходимо уделять внимание детям, с возрастом становится всё более актуальной. Современный мир, его скорости развития и автоматизация, часто не дают место состраданию, пониманию и принятию. Задача родителей помочь ребёнку социализироваться и ощущать свою нужность. Любые сложности, возникающие у ребёнка в результате взаимодействия со сверстниками, должны быть приняты во внимание.

Интервью
Добавить комментарий