Скульптура Дега, памятник Гомеру Симпсону и христианские древности

Если вас вдруг назвали бревном или деревом — во-первых, не расстраивайтесь, с каждым бывает, во-вторых, отвечайте обидчику следующее: «Да тебе на меня молиться надо!» Пока обидчик, ничего не понимая, находится в состоянии ступора, тут же посылайте его на очередные три буквы — ГИМ (Государственный исторический музей) и на открывшуюся там выставку «Христианские древности Пермского края», в рамках которой в Москву привезут знаменитые на весь мир пермские деревянные скульптуры святых. Помимо образов Богородицы, Николая Чудотворца, великомученицы Параскевы Пятницы, ангелов и архангелов рубки XVII–XIX веков из коллекции Пермской художественной галереи, покажут и раздел «свято-богато»: сложносочиненные облачения священнослужителей, золотое шитье, богослужебную утварь и иконы. Пояса Пресвятой Богородицы не будет.

Пока в ГИМ показывают «best from the христианская культура», в галерее «Триумф» группа Recycle возвела свой иконостас по Библии канала «2х2»: готические витражи с героями сериала South Park, вылитая будто в бронзе рука Гомера Симпсона с пончиком, канонизированный робот Бендер и логотипы масс-медиа как образчики новых икон. Современные святые Андрея Блохина и Георгия Кузнецова лишены драпировок и нимбов, зато говорят на доступном языке. Так, например, фраза мультперсонажа Бендера из «Футурамы» «Хочу быть частью момента», определившая название проекта, рассматривается не только как ссылка на  Энди Уорхола и удачное определение современного искусства в целом, но и как одна из заповедей нового поколения, начертанная на скрижалях дня сегодняшнего, которые Recycle могли бы сделать, допустим, из пенопласта.

Цирк, балет и скачки со звездами. Нет, это не анонс новых развлекательных передач выходного дня на федеральных каналах, речь сейчас пойдет о творчестве Эдгара Дега, а точнее, о малоизвестной его области — скульптуре. В Эрмитаже с этой недели можно будет посмотреть редкие произведения мастера импрессионизма, выполненные в пластике. В поздние годы жизни художника стало покидать зрение, отчего все чаще Дега был вынужден отходить от живописи и графики в сторону скульптуры. Созданные им работы из воска были обнаружены лишь после смерти художника (при жизни Дега выставлял лишь одну скульптуру — танцующей 14-летней девочки), с них были сделаны слепки, которые отлили в металле. Сегодня около 30-ти бронзовых копий, собранных из разных музеев мира, можно увидеть в одном месте — Генеральном штабе.

Выставку «Душа странствий», приуроченную к 120-летию открытия здания Верхних торговых рядов, анонсировать не придется — установленный напротив ГУМа павильон-чемодан Louis Vuitton, который должен был стать площадкой для искусства, уже с шумом демонтировали. Зато на этой неделе галерея «Победа» внутри Главного универсального магазина откроет другую выставку — «Город ГУМ» фотографа Анастасии Хорошиловой, запечатлевшей жизнь главного магазина страны без привычных толп фланирующих с пакетами москвичей и гостей столицы. Портретную галерею людей, работающих во славу лакшери (от товароведов до слесарей-ремонтников), а также потайные закоулки здания-символа, увенчанного куполом инженера В. Шухова, идем смотреть в то же здание, на Красную площадь.

И себе, и людям, и наследникам. Имя Илеаны Соннабенд известно немногим, но представить без фигуры этой галеристки и арт-дилера историю искусства ХХ века в привычном для нас сегодня варианте невозможно. Именно благодаря ей, а точнее ее парижской галерее, Европа узнала об Уорхоле и Лихтенштейне, американском минимализме и концептуальном искусстве. Бартером обратно в Штаты Соннабенд из Италии возила только что народившихся представителей арте повера. Неудивительно, что за десятилетия своей карьеры Соннабенд не только завесила стены самых богатых домов двух континентов картинами ставших уже классиками авторов, но и сколотила свою частную коллекцию, которая на музей потянет. После смерти Соннабенд ее наследники продали часть коллекции за 600 миллионов долларов, установив рекорд частных продаж, а с этой же субботы в MoMA покажут то, что от коллекции «амбассадора совриска» осталось: работы Джаспера Джонса, Роберта Морриса, Марио Мерца, Вито Аккончи, Джона Балдессари, Джеффа Кунса и других соответствующих. Пусть и остатки, но все же сладки.

Интервью
Добавить комментарий