Симон де Пюри — швейцарский коллекционер и арт-дилер.
Hачал свою карьеру в аукционном доме Sotheby’s в 1974 году.
С 1979 до 1986 года был куратором крупнейшей в мире картинной коллекции музея Тиссена-Борнемисы.
В 1986 году стал председателем Sotheby’s в Швейцарии, а после — и всего европейского отделения аукционного дома.
В 1997 году де Пюри покинул должность и основал собственный аукционный дом De Pury & Luxembourg.
В 2001 году компания слилась с Phillips the Auctioneers, образовав Phillips de Pury & Company.
Председателем этого аукционного дома Симон де Пюри был 12 лет, покинув пост в 2012 году ради других проектов.
ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ МНЕ ВЕРИТЬ?
Потому что все 12 лет, что я был председателем Phillips, мы с моими коллегами каждый сезон обсуждали, каких новых художников хотим представлять на вторичном рынке. А другие аукционные дома после всегда включали те же имена в свои продажи. Я горжусь, что большинство международных художников, которые добились успеха на арт-рынках по всему миру, впервые были представлены в Phillips de Pury.
Самые дорогие лоты последних торгов аукционного дома Phillips
КАК СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ?
Первое и главное правило воспитания хорошего вкуса: смотреть, смотреть и смотреть! Чем больше вы увидите, тем легче вам будет понять, что выстрелит. Музеи, галереи, аукционы, художественные студии, журналы, веб-сайты, инстаграм… Все это — возможности учиться понимать.
СЛУШАЙТЕ СЕБЯ
Вы должны разобраться, что привлекает лично ваше внимание. Нет смысла приобретать вещи, которые вам не нравятся. Избегайте обмана и моды. Помните, что коллекционирование может войти у вас в привычку вне зависимости от уровня вашей материальной обеспеченности. А как только начала вырабатываться эта привычка покупать — она вас больше не отпустит. Например, кондуктор в поезде Лозанна — Париж собирал отличную коллекцию современных принтов.
КЛАССИКА ИЛИ СОВРЕМЕННОСТЬ?
Я агитирую за второе. Нынче даже с безлимитным запасом денежных средств невозможно собрать представительную коллекцию старых мастеров. Это связано не с эволюцией вкусов, а с уменьшением поставки классической живописи на рынок. То же самое относится к импрессионизму. По этой причине рынок послевоенного и современного искусства останется самым сильным сегментом арт-рынка еще как минимум лет 20.
Самые дорогие художники: Жан-Мишель Баския, Джефф Кунс, Кристофер Вул. Доход от их работ занимает 22% глобального рынка современного искусства.
АУКЦИОН ИЛИ ЧАСТНЫЙ ДИЛЕР?
Тут все сложно. Мнение о том, что работа на аукционе всегда дороже, чем в галерее, ошибочно. Например, классный новый художник представил всего 35 картин на выставку в своей первой галерее. Владелец этой галереи со стратегической точки зрения предпочтет продать эти работы 35 главным коллекционерам. В результате вокруг этих работ возникнет ажиотаж и лист ожидания из 300 человек, что приводит к резкому росту цены. В то же время даже у самых распиаренных аукционов есть так называемые темные лошадки: дебютанты, неизвестный провенанс, тиражная вещь, срочная продажа — в общем, купить достойные работы по привлекательным ценам можно всегда.
ГЛАВНОЕ — ПОМНИТЕ:
Если на аукционе вы перепродаете работу, купленную на основном рынке, то это неприбыльно для дилера, который вам ее продал. И дилер может запросто наказать вас, отказав в следующей покупке. Если же вы купили картину на аукционе, вы полностью свободны и можете перепродавать ее, где и когда захотите.
ЗА КЕМ СЛЕДИТЬ?
Рынок современного искусства за последние десять лет стал в прямом смысле слова глобальным. Приглядитесь к искусству Африки, оно начинает активно продвигаться. В то же время не следует забывать о художниках, чей талант уже известен за пределами национальных рынков и границ.
Три африканских автора — Йинка Шонибаре, Уильям Кентридж и Ромуальд Хазуме — уже прославили этот континент на весь мир. Сработала на руку популярности и росту цен и передвижная выставка Africa Remix, в составе которой были исключительно молодые африканские художники. За 2004–2007 годы она объехала полмира.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ЦЕНА?
Подлинность, качество, сохранность, происхождение, редкость, географический спрос, правила экспорта, маркетинг и талант аукциониста. Учитывайте все это при покупке произведения искусства.
СКОЛЬКО ТРАТИТЬ?
Лучше отдать слишком много за уникальную работу, чем заплатить среднюю цену за среднюю работу. Но мой главный лайфхак в коллекционировании — покупка завтрашних акций сегодня. То есть в среднем я трачу около 30 тысяч долларов за одно произведение искусства в расчете на прибыль. Если я должен заплатить больше, то это значит, что я был слишком медлительным, не сумел разглядеть талант художника вовремя. Так, однажды мне пришлось заплатить около 100 тысяч долларов за одну картину!
ВСТАЕМ В ОЧЕРЕДЬ
Я мог бы составить целый лист художников, цены на произведения которых с каждым годом растут. Имена Вейда Гайтона, Алекса Израэля, Цзэна Фаньчжи, Марка Гротьяна или Джо Брэдли были бы в нем обязательно. Список мастеров, цены на которых падают, был бы еще больше, но из соображений политкорректности его я приводить не стану. Возвращайтесь к пункту «Как стать экспертом?» и учитесь отличать зерна от плевел самостоятельно.