Симон де Пюри: «Чем больше вы увидите, тем легче вам будет понять, что выстрелит»

Вейд Гайдон. Без названия. 2006.

Симон де Пюри — швейцарский коллекционер и арт-дилер.

Hачал свою карьеру в аукционном доме Sotheby’s в 1974 году.

С 1979 до 1986 года был куратором крупнейшей в мире картинной коллекции музея Тиссена-Борнемисы.

В 1986 году стал председателем Sotheby’s в Швейцарии, а после — 
и всего европейского отделения аукционного дома.

В 1997 году де Пюри покинул должность и основал собственный аукционный дом De Pury & Luxembourg.

В 2001 году компания слилась с Phillips the Auctioneers, образовав Phillips de Pury & Company.

Председателем этого аукционного дома Симон де Пюри был 12 лет, покинув пост в 2012 году ради других проектов.

ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ МНЕ ВЕРИТЬ?

Потому что все 12 лет, что я был председателем Phillips, мы с моими коллегами каждый сезон обсуждали, каких новых художников хотим представлять на вторичном рынке. А другие аукционные дома после всегда включали те же имена в свои продажи. Я горжусь, что большинство международных художников, которые добились успеха на арт-рынках по всему миру, впервые были представлены в Phillips de Pury.

Самые дорогие лоты последних торгов аукционного дома Phillips

КАК СТАТЬ ЭКСПЕРТОМ?

Первое и главное правило воспитания хорошего вкуса: смотреть, смотреть и смотреть! Чем больше вы увидите, тем легче вам будет понять, что выстрелит. Музеи, галереи, аукционы, художественные студии, журналы, веб-сайты, инстаграм… Все это — возможности учиться понимать.

СЛУШАЙТЕ СЕБЯ

Вы должны разобраться, что привлекает лично ваше внимание. Нет смысла приобретать вещи, которые вам не нравятся. Избегайте обмана и моды. Помните, что коллекционирование может войти у вас в привычку вне зависимости от уровня вашей материальной обеспеченности. А как только начала вырабатываться эта привычка покупать — она вас больше не отпустит. Например, кондуктор в поезде Лозанна — Париж собирал отличную коллекцию современных принтов.

КЛАССИКА ИЛИ СОВРЕМЕННОСТЬ?

Я агитирую за второе. Нынче даже с безлимитным запасом денежных средств невозможно собрать представительную коллекцию старых мастеров. Это связано не с эволюцией вкусов, а с уменьшением поставки классической живописи на рынок. То же самое относится к импрессионизму. По этой причине рынок послевоенного и современного искусства останется самым сильным сегментом арт-рынка еще как минимум лет 20.

Самые дорогие художники: Жан-Мишель Баския, Джефф Кунс, Кристофер Вул. Доход от их работ занимает 22% глобального рынка современного искусства.

 

Вейд Гайдон. Без названия. 2006.

Джефф Кунс. Balloon Dog. 1995.

 

АУКЦИОН ИЛИ ЧАСТНЫЙ ДИЛЕР?

Тут все сложно. Мнение о том, что работа на аукционе всегда дороже, чем в галерее, ошибочно. Например, классный новый художник представил всего 35 картин на выставку в своей первой галерее. Владелец этой галереи со стратегической точки зрения предпочтет продать эти работы 35 главным коллекционерам. В результате вокруг этих работ возникнет ажиотаж и лист ожидания из 300 человек, что приводит к резкому росту цены. В то же время даже у самых распиаренных аукционов есть так называемые темные лошадки: дебютанты, неизвестный провенанс, тиражная вещь, срочная продажа — в общем, купить достойные работы по привлекательным ценам можно всегда.

ГЛАВНОЕ — ПОМНИТЕ:

Если на аукционе вы перепродаете работу, купленную на основном рынке, то это неприбыльно для дилера, который вам ее продал. И дилер может запросто наказать вас, отказав в следующей покупке. Если же вы купили картину на аукционе, вы полностью свободны и можете перепродавать ее, где и когда захотите.

ЗА КЕМ СЛЕДИТЬ?

Рынок современного искусства за последние десять лет стал в прямом смысле слова глобальным. Приглядитесь к искусству Африки, оно начинает активно продвигаться. В то же время не следует забывать о художниках, чей талант уже известен
 за пределами национальных рынков и границ.

Три африканских автора — Йинка Шонибаре, Уильям Кентридж и Ромуальд Хазуме — уже прославили этот континент на весь мир. Сработала на руку популярности и росту цен и передвижная выставка Africa Remix, в составе которой были исключительно молодые африканские художники. За 2004–2007 годы она объехала полмира.

Вейд Гайдон. Без названия. 2006.

Йинка Шонибаре. Мальчик на летающей машине. 2008

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ЦЕНА?

Подлинность, качество, сохранность, происхождение, редкость, географический спрос, правила экспорта, маркетинг и талант аукциониста. Учитывайте все это при покупке произведения искусства.

СКОЛЬКО ТРАТИТЬ?

Лучше отдать слишком много за уникальную работу, чем заплатить среднюю цену за среднюю работу. Но мой главный лайфхак в коллекционировании — покупка завтрашних акций сегодня. То есть в среднем я трачу около 30 тысяч долларов за одно произведение искусства в расчете на прибыль. Если я должен заплатить больше, то это значит, что я был слишком медлительным, не сумел разглядеть талант художника вовремя. Так, однажды мне пришлось заплатить около 100 тысяч долларов за одну картину!

ВСТАЕМ В ОЧЕРЕДЬ

Я мог бы составить целый лист художников, цены на произведения которых с каждым годом растут. Имена Вейда Гайтона, Алекса Израэля, Цзэна Фаньчжи, Марка Гротьяна или Джо Брэдли были бы в нем обязательно. Список мастеров, цены на которых падают, был бы еще больше, но из соображений политкорректности его я приводить не стану. Возвращайтесь к пункту «Как стать экспертом?» и учитесь отличать 
зерна от плевел самостоятельно.

Интервью
Добавить комментарий