Другая Австрия

В маленькой западной австрийской деревеньке Крумбах, что в земле Форарльберг, построили семь остановок авторства именитых архитекторов. Невероятно? Но факт. На открытие новой городской достопримечательности пригласили всех 992 жителей. Зодчество здесь вообще любят и ценят, чуть ли не в каждой семье есть плотник, столяр или лесоруб. Даже собственная архитектурная традиция имеется.

ПРО ВКУСЫ

На торжественном обеде в честь строительства остановок я оказался за одним столом с местным архитектором. Он смешивал у себя в тарелке два национальных блюда (какое-то сладкое пюре из печеного яблока и что-то жутко соленое из домашнего сыра), комментируя при этом: «Я это съесть смогу, а вот ты — вряд ли. Вот и архитектура у нас такая — особенная».

ПРО РЕМЕСЛО

Растет в Форарльберге замечательная сосна, отчего и плотников тут пруд пруди. А вот архитекторов в первой половине прошлого века явно недоставало. После Второй мировой действовал закон, дававший право на проектирование простому строителю. Так родился в Крумбахе странный стиль, авторами которого стали баукунстлеры («стройхудожники» в буквальном переводе с немецкого).

Фантастические ремесленные традиции, помноженные на модернизм, который баукунстлеры подглядели в поездках и журналах, — вот два кита местной школы. Получалось интересно и качественно, пусть и немного однообразно. Для продвижения местной школы открыли даже Форарльбергский архитектурный институт (и ничего, что в нем работают человека четыре, зато все как один — адепты стиля). Тогда стало понятно, что консервация традиций — это, конечно, хорошо, но внешние вливания не повредят. Тут-то австрийцы и бросились приглашать иностранных архитекторов.

ПРО АРХИТЕКТОРОВ

Желание разбавить местный пейзаж Крумбаха современной архитектурой спровоцировал Совет по культуре коммуны (да-да, в деревушке с населением в 1000 человек есть такой совет!) пригласить семь иностранных архитекторов для строительства автобусных остановок. Это были Су Фудзимото (Япония), Ван Шу (Китай), студия Rintala Eggertsson Architects (Норвегия), Ensamble Studio (Испания), Смильян Радич (Чили), мастерская Architecten de Vylder Vinck Taillieu (Бельгия) и Александр Бродский (Россия).

Крумбах находится высоко в горах. За крутые холмы и фантастический рельеф эти земли называют «Горбатый мир». Так что вместо гонораров архитекторам предложили недельный отдых в этих благостных местах в самой крутой гостинице, занявшей перестроенный замок XI века. Приглашенные архитекторы работали в связке с местными зодчими и строителями.

А плотники Крумбаха умеют делать все на свете. Свои изделия они продают в соседней деревне Андельсбух, в центре ремесел. Сделано на совесть, стоит дорого — и того стоит. Поэтому не удивительно, что в единственном автомобильном салоне Крумбаха — одни «Феррари» и «Ламборгини». Так что профессия ремесленника вымирать не собирается и кое-кого очень даже хорошо кормит.

ПРО ВДОХНОВЕНИЕ

Архитектор Смильян Радич летел в Крумбах из Чили 16 часов. Остановился в местном штюбе, по-нашему — трактире. Его зашла поприветствовать дама из местного правительства и видит: смертельно усталый Радич стоит на столе и ощупывает кассетный деревянный потолок. Позже он сделал его бетонную реплику в своей остановке.

Другой зодчий, Антон Гарсия-Абриль из испанского бюро Ensamble Studio, решил сделать остановку из пенного пластика в виде традиционного амбара для просушки досок. Ему не разрешили. Тогда команда его бюро направилась на лесопилку, где они набрали бракованных досок, из которых и собрали остановку.

ПРО АБОРИГЕНОВ

Деревня состоит из хуторов, и каждая остановка — аккурат рядом с чьим-то домом. То есть пользуются ей главным образом жители, временно оставшиеся без «Феррари», и бабушки, которые не водят машину по старости лет. Вот идет такая бабуля к своей остановке, спроектированной Радичем, видит меня с фотоаппаратом и говорит: «Наша-то, наша самая лучшая, скажите? Стеклянная, сидишь и все видишь: идет автобус или не идет». Возле остановки Фудзимото, напоминающей бамбуковые заросли, ворчит мужчина: «А что, если дождь? Где тут спрятаться?» Но, нравится или не очень, вся округа гордится новой архитектурой и с удовольствием водит тут экскурсии.

Интервью
Добавить комментарий