Бытовой мусор, аутсайдеры и Питер Рубенс

Бытовой мусор, аутсайдеры и Питер Рубенс

Узнать, что из себя сегодня представляет современное российское искусство, можно с этой недели на двух площадках: в ГЦСИ на Зоологической и в ЦУМ Art Foundation. Открывающаяся выставка номинантов премии «Инновация» традиционно раскидает по категориям всю прошлогоднюю арт-жизнь страны, а 9 апреля жюри выберет лучшего в каждой. Интриги двух внеконкурсных номинаций нет: награду «За творческий вклад в развитие современного искусства» дали Владиславу Мамышеву-Монро, «За поддержку современного искусства России» — Шалве Бреусу и культурному фонду «АртХроника». С полным списком номинантов можно ознакомиться .

Хаим Сокол не только заимствует у Вальтера Беньямина название своего последнего проекта, но и четко следует предложенному немецким философом культуры методу познания истории. С первого взгляда выставка напоминает кучу разношерстного хлама: старые письма, зарисовки на клочках бумаги и филигранно выполненная графика, чья-то частная фотохроника, спецодежда или половая тряпка… За кажущейся грудой бытового мусора обнаруживаются артефакты прошлого, наделенные практически музейной ценностью. Возведенная на пьедестал истории барахолка сопровождается видеоперформансом о восстании гладиаторов на музыку балета Арама Хачатуряна, действие которого переносится в современную Россию, а главные роли исполняют гастарбайтеры из Киргизии.

Маркус Люперц был одним из тех, кто реинкарнировал немецкий экспрессионизм в 1970-х, сегодня он — живой классик, «последний немецкий денди» и провокатор, которых еще поикать. Художника выперли из Дюссельдорфской художественной академии (которую он впоследствии до недавнего времени возглавлял), после того как его профессора едва не вывернуло от представленной студентом живописи, а восемь лет назад в Зальцбурге к 250-летию Моцарта он установил скульптуру австрийскому композитору в виде заплывшей жиром голой бабы-инвалида. Посетителей Главного штаба Люперц тоже проверит на рвотный рефлекс — в рамках долгожданной выставки художник-дьявол (так его называют) переосмыслит каноны классического искусства Древней Греции, обильно сдобрив его ницшеанскими и дионисийскими оттенками. Специально созданные к выставке скульптуры, графику и живопись идем смотреть в Эрмитаж, если же понимаем, что экспрессия автора неподъемна, ищем собственную зону комфорта в других залах — например, древнегреческого искусства.

Диана Арбус совершила одну из самых заметных революций в искусстве второй половины ХХ века, избрав героями своих фотографий клеймованных обществом аутсайдеров: проституток, трансвеститов, людей с физическими и психическими патологиями. Разошедшиеся на цитаты образы Арбус, будь то портрет курящего мужчины в бигуди, заимствованные Стэнли Кубриком в «Сиянии» мрачные сестры-близнецы или сгорбившийся под потолком маленькой комнаты великан со своими родителями, не производят впечатления постановочных кадров, они скорее могли бы быть изъяты из чьего-то семейного фотоальбома. Возможно, это ощущение буквально подглядывания за жизнью людей, которым есть что скрывать, заставляет физически сопереживать и возбуждать инфантильное любопытство. Одним из главных событий Фотобиеннале-2014 станет открывающаяся выставка Дианы Арбус в МАММ — десять самых узнаваемых, отобранных автором за год до самоубийства фотографий, объединенных в серию «Портфолио».

Британский скульптор Энтони Гормли известен прежде всего своими антропоморфными скульптурами, будь то установленный в Гейтсхеде 20-метровый «Ангел севера», расставленные на крышах домов скульптуры, напоминающие готовящихся к прыжку самоубийц или 100 чугунных истуканов, уходящих в море на пляжах Кросби недалеко от Ливерпуля. В 2009-м на Трафальгарской площади Гормли организовал аттракцион невиданной художественной щедрости, дав шанс каждому стать произведением искусства, заняв четвертый постамент, традиционно отданный под произведения современных художников. Казалось бы, куда дальше? А есть куда: с этой недели в гонконгском филиале White Cube Гормли открывает выставку последних произведений, в которой пространство галереи заполонят тетрисоподобными телами из кубических объемов. Кубы в кубе.

Открывающаяся в Прадо выставка цикла Рубенса «Триумф церкви над идолослужением» не только триумф барокко и самого музея, но и искусства реставрации. Как заявляют кураторы музея, главная задача выставки — показать цикл Рубенса в его первоначальном величии, для этого с 2011 года над шедеврами кропотливо работала команда реставраторов, которым удалось убрать с произведений живописные слои, нанесенные в XVIII веке. Шесть «новых» полотен, которые на самом деле — уж больно хорошо забытое старое, можно до конца июня застать в Мадриде, а с октября — в Музее Гетти, Лос-Анджелес.

Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий