5 лучших спектаклей ноября

Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре.

«КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ?»

Культовая семейная драма Эдварда Олби, казалось, в кино сыграна раз и навсегда Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном, а в театре — Валентином Гафтом и Галиной Волчек. Спустя энное количество лет на сцене пьесу реанимировал самый мрачный режиссер столицы Кама Гинкас, пригласивший на главные роли Игоря Гордина и Ольгу Демидову. Получилось душераздирающее зрелище о том, что такое семейный ад. Находясь в мучительной зависимости друг от друга, герои не могут ни расстаться, ни перестать измываться друг над другом.

Спектакль идет не на сцене, а в фойе второго этажа театра (театральные лестницы — едва ли не главная составляющая декораций). Здесь терпят издевки, выслушивают истерики, проглатывают обиды, страстно целуют и так же страстно ненавидят. Все некрасивые подробности жизни семьи с садомазохистскими наклонностями — на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Гарантируем: после этого спектакля вы снова поверите в жизнеспособность психологического театра.

«ЗЕМЛЯ»

«РЕЗИДЕНЦТЕАТР» (ГЕРМАНИЯ) СОВМЕСТНО С КОМПАНИЕЙ PEEPING TOM (БЕЛЬГИЯ) НА СЦЕНЕ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ «NET», 15 НОЯБРЯ

Радикальный спектакль бельгийской танцевальной компании Peeping Tom открывает фестиваль Нового европейского театра (сокращенно NET) в Москве. Зрителю обещана сенсация: артисты объездили полмира, собрали все главные награды, включая премию Лоуренса Оливье, и считаются создателями «театра тела». Так называется визуальный стиль, объединяющий танец, цирк и вокал.

«Земля» — их первый опыт работы с драматической труппой. Актеры мюнхенского «Резиденцтеатра» устраивают жестокие игры (один из них возьмет в руки топор) в декорациях зеленой лужайки, среди крохотных копий лесных массивов и деревянных избушек. Европейские критики уверяют: никогда еще попытка доказать силу анималистического начала в человеке не выглядела так убедительно. И красиво.

«ФРЕКЕН ЖЮЛИ»

Руководитель берлинского театра «Шаубюне», режиссер Томас Остермайер — мастер современных социальных драм. Его версия пьесы Стриндберга 1888 года о мучениях графской дочери, переспавшей с лакеем, — приговор обществу потребления, неспособному на любовь и сочувствие. Действие разворачивается в наше время в Москве (автор адаптации — Михаил Дурненков). Новые социокультурные реалии превращают графа в олигарха, его дочку — в мажорку с Рублевки, лакея — в личного шофера, успевшего побывать в горячих точках.

Видеокамеры снимают их драму от первого пьяного разговора на кухне до финальной сцены двойного самоубийства, выводя на большой экран крупные планы. На сцену постоянно падает снег. Жесткий, почти что медицинский анализ современных отношений полов и классов (весь второй акт герои пытаются уничтожить друг друга и на словах, и на деле) плюс безупречный актерский состав (в любовь-ненависть играет главная и лучшая пара русской сцены Евгений Миронов и Чулпан Хаматова) — словом, must see для всех театралов столицы.

«ЗАХУДАЛЫЙ РОД»

Строгий и в хорошем смысле слова несовременный спектакль по роману Николая Лескова режиссер Сергей Женовач поставил сразу после того, как «Студия театрального искусства» получила статус театра. Неторопливую (действие длится четыре часа) густонаселенную постановку зритель принял на ура. Семейные хроники русского дворянства XVIII столетия вышли идиллически прекрасными, герои — обаятельнейшими чудаками (двое главных персонажей — благородная помещица и недотепа философ).

Длинную романную форму Женовачу удалось приручить: сценическое многословие в этом спектакле не только не утомляет, но и завораживает. Постоянный соавтор Женовача сценограф Александр Боровский выстроил на сцене конструкцию, напоминающую иконостас. В каждом окошке — живой портрет того или иного члена семьи Протозановых. Всех тех, кто верил в дворянский долг перед богом и отечеством и соизмерял свои поступки с христианским учением. Отдельный плюс — молодой азарт, с которым «женовачи» разыгрывают трудный текст, и, конечно, аутентичные костюмы.

«ФУГА»

ТЕАТР LA COMEDIE DE VALENCE (ФРАНЦИЯ, ВАЛАНС) НА СЦЕНЕ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ «СЕЗОН СТАНИСЛАВСКОГО», 26 НОЯБРЯ

Остроумный и легкий спектакль Самюэля Ашаша успел покорить самых больших снобов — завсегдатаев Авиньонского фестиваля. Молодой испанский режиссер заинтересовался теорией (а заодно и практикой) музыки. На вопрос, из чего она рождается, ответил: из озорства и позерства. На сцене — заснеженный космос, одинокая героиня, живущая в ветхом домишке среди снегов, и целая толпа чудаков, на поверку оказывающихся музыкантами, способными извлекать божественные звуки из всего, что оказывается у них под рукой.

Они целуются и дерутся, пьют спирт, принимают ванну и ходят на руках. И чем нелепее кажется персонаж, тем гениальнее звучат его произведения. Отдельный плюс — сценография Лизы Наварро и Франсуа Готье-Лафайета, сумевших передать ощущение зимней сказки с помощью измельченного пенопласта и старых рождественских свечей.

ФОТО: ЕЛЕНА ЛАПИНА (1), POHLMANN (2), С. ПЕТРОВ (3)

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий