С чего начать

«Я в дизайне с 14 лет. Для меня он никогда не был ограничен рамками экрана. Дизайн  это проектирование реальности, и многое в окружающем мире меня не устраивало. Первые заказы появлялись так: я просто писал тем, с кем хотел работать. Например, композитору Олегу Кострову. Это было, по большей части, из творческих побуждений: хотел показать, что я умею, а заодно раскрыть музыку, которую очень люблю. Олег мне выслал семплы, я их переосмыслил, сделал интерфейс, анимацию, и попал с этим проектом на премию "Награда. Ru". Номинировался вместе со студией Юрия Грымова. Кстати, я до сих пор так и работаю: если мне интересен какой-то проект, всегда пишу первым. Люблю иметь дело с гениями  мы хорошо понимаем друг друга (смеется  прим. Interview)».


Где учиться

«Образование в дизайне  это бессмысленно. Хочешь научиться  иди стажером в студию и делай самую грязную работу по 24 часа в сутки. В институтах и на курсах людям ставят вымышленные задачи, и они работают, просто чтобы время убить. Потом устраиваются куда-нибудь и, по их собственным словам, "рисуют дизайн". Рисуют дизайн! Плохой дизайн вынуждает нас тратить больше энергии даже в самых незначительных мелочах, и со временем эти мелочи растягиваются в потраченные минуты, часы и так далее. Это очень важные вещи, о которых никто не задумывается. Я уверен, что дизайн  это процесс. Ты всегда новичок, иначе ты труп как профессионал. Если дизайнер не практикующий, грош ему цена. К 25 годам я стал одним из самых награждаемых арт-директоров в стране, но никогда не переставал работать как дизайнер. На встречи ходить любой может».

На кого равняться

«Дизайнер  это творческий предприниматель. Не художник, не бизнесмен, а профессионал, который находит решения. К тому же дизайн неотделим от технологий, поэтому зачастую лучшие дизайн-решения могут предложить IT-специалисты. Хорошие решения не лежат на поверхности, их нужно добывать с большим трудом, поэтому многие предпочитают делать копии реализованных кем-то проектов. На Украине родился стартап Looksery, подаривший миру революционные маски в Snapchat, но про это знают только специалисты, а остальным знакомы только их копии. Это несправедливо, но так устроен мир. Очень сложно сделать то, чего люди вообще не ждут, а затем полюбят. Мы стараемся выявить новые возможности изображения и видео: людям нравится искажать что-то привычное, это завораживает. И мы создаем, в первую очередь, профессиональный инструмент, а не "игрушку". Glitché  это Photoshop для миллениалов, и даже для тех, кто далек от цифрового арта, взаимодействие с приложением превращается в поиск творческого решения. Мы первые, кто работу с изображением сделал увлекательным интерактивным процессом».

Как заявить о себе

«У нас нет никакого продвижения: нельзя человеку навязать в творчестве то или иное средство. AppStore сам напишет вам, когда у приложения выйдет новая версия, а если приложения у вас еще нет, вам напишет ваш друг, который уже полюбил его. Правда, у нас все на английском, потому что большинство наших пользователей живут в США и Европе. Самые крутые образцы работ заливаем в наши аккаунты  у нас в сумме более 150 тысяч подписчиков, а это почти собственное медиа. С момента запуска мы стали приложением номер один в 73 странах безо всякой рекламы. У нас много пользователей, для которых Glitché является привычным творческим инструментом. Например, Ник Найт использует наше приложение с 2013 года, на сайте его SHOWstudio можно найти работы для таких брендов, как Diesel, Comme des Garçons и других, созданные с помощью Glitché. Ник даже предложил нам создать декстопную версию одного фильтра для нового проекта. Пользователи сами находят приложение  от ветеранов IDM до Ким Кардашьян. Просто продукт должен быть очень качественным».

При чем тут музыка

«Оформление музыкальных альбомов  популярная история среди наших пользователей. Например, обложку новой пластинки Трэвиса Скотта, взлетевшей на первую строчку в Billboard США с 50 миллионами прослушиваний, украшает образ, созданный в Glitché. Конечно, новая эстетика влияет на восприятие многих людей, меняет тенденции визуального искусства. Среди наших пользователей есть, например, режиссер клипов Бейонсе и креативный директор Канье Уэста — наши идеи так или иначе находят отражение в глобальной поп-культуре».

О звездных поклонниках

«В клипе Zayn "Pillowtalk" используется большое количество эффектов, напоминающих наши, будто переключают фильтры один за другим, при том что мы придумывали или компилировали их из совершенно разных течений и техник, никогда до этого не использовавшихся вместе. Ему даже в твиттере многие писали: "Эй, Зейн, у меня тоже есть Glitché". Приятно, когда нашу эстетику так легко узнают. Еще вышло очень удачно, когда Кайли Дженнер назвала нас среди любимых приложений. Считайте, она подарила нам $500 000  столько стоит реклама в ее медиа, не говоря уже о личном упоминании».


с кем работать

«Я работал в крупных корпорациях, поэтому знаю: чем меньше команда, тем талантливее люди. Но мы иногда создаем проекты и для больших компаний вроде "Первого канала", для которого сделали интерактивные маски раньше, чем Snapchat в США. А для английского SweatCoin мы создали прогулки с дополненной реальностью за год до Pokémon Go. Это очень удобный формат сотрудничества, но маленькие компании мало кто слышит. У нас есть Webby Awards за инновации в Glitché наравне с Google Creative Lab, а здесь даже не знают, что это вообще значит. И если такие люди, как Мамут или Эрнст, вникают и поддерживают, то тех, кто двигается не так быстро, приходится убеждать и перевоспитывать. Большинство, как правило, копируют то, что уже сделано другими  включая ошибки. Мы ориентируемся как на опыт, так и на интуицию, потому что приходится изобретать в прямом смысле слова, а это не всегда ложится в формат больших компаний. И на пожелания пользователей, конечно же  у нас есть специальный ящик для писем, он все время завален. Сегодня ночью у приложения вышла новая версия, в которой появились совершенно безумные возможности, планируются новые приложения-спутники. Это очень сложные проекты в простой и понятной форме».

Как защитить идею

«Однажды какие-нибудь парни на другом конце света все у нас своруют. Это нормально, это наше развитие  мы должны быть впереди на несколько шагов. Защитить проект от копирования невозможно. Даже Snapchat не наказал Facebook за копирование. Мы сами используем культурные явления, которые возникли раньше, но и наши идеи тоже заимствуют  честный обмен. Сейчас даже Google начал двигаться в этом направлении, анонсировав свою "perfectly imperfect camera". А после того, как нам написал дизайн-департамент американского MTV, что они будут использовать Glitché для заставок Video Music Awards, я заметил, что стиль всего канала стал со временем меняться. И теперь у них в новых заставках есть отсылки к приложениям, которые, по их словам "вызывают допамин". Например, слайдер, который превращает изображение во взрыв эмодзи. Это наш фильтр, и это круто. Утверждать, что они что-то украли я не могу, но мы их вдохновили, а это наша главная задача. Мы создаем свой язык общения и было бы глупо кому-то запрещать на нем говорить».

Где жить

«Есть такой стереотип: создаешь успешное приложение  уезжаешь на Бали и ничего не делаешь. Ну, я, например, уже был там пять раз  гештальт закрыт. Мой партнер, Борис, живет везде одновременно. Сейчас в Лондоне, к концу этого разговора, возможно, уже будет в США или Гонконге. Остальные члены команды тоже раньше жили в других странах  это совершенно неважно для проекта. Сам я думаю про переезд, но, откровенно говоря, эти мысли меня приводят к тому, что жить за границей сейчас  значит в три раза быстрее тратить деньги, и с нынешним курсом куда лучше в Москве. В российской тусовке принято считать, что ключ к успеху в самом переезде, но это полная чушь. Какая разница, где сидеть за компьютером? Разве что в людях и кафе, в которое можно спуститься поесть. Хотя я много думаю насчет Америки: раз большинство интересных проектов оттуда  что-то там есть, видимо, в атмосфере. Сейчас я готовлюсь стать отцом, а потом посмотрим, как там в Штатах».

Как считать деньги

«Наша строчка в рейтинге AppStore все время прыгает, но даже в России в целом держится в пределах 20-ти уже третий год. За использование приложения нужно платить и, возможно, это сохраняет нас от оверхайпа, который убил многие проекты вниманием лишних людей. Мы не сжигаем инвестиционные деньги, мы строим продукт, который в состоянии сам о себе позаботиться, и это, на мой взгляд, показатель. Если честно, мне сложно говорить о том, сколько нам приносит Glitché, это обесценивает идею проекта. Что значит "много"? Или "мало"? Жить на Патриках, условно, я пока не переехал, но надежды на светлое будущее прибавилось. Мы зарабатываем достаточно для того, чтобы развивать собственные идеи. Вообще, бывает, думаешь: неплохая прибыль в этом месяце. А потом смотришь, какую вечеринку закатил DJ Khaled, и понимаешь, что еще есть куда расти (смеется  прим. Interview)».

ФОТО:Валерий Белобеев

Текст Елена Кряквина