STAIN, РОССИя

Stain

Цифровое искусство возникло как ответ на современные медиа. В среде коммуникаций и технологий искусство ищет новые формы. Для абстрактного искусства технологии — не столько новинка, сколько возможность сформировать в сознании зрителя представление о произведении. Цифровое искусство свободно от какой-то направленности, правда, в последнее время склоняется в сторону since-art: художники стремятся ответить на сложные вопросы современности — о влиянии человека на планету, социальной роли технологий, глобализации технологий, «интернете людей». Искусство должно быть активным, ведь это форма выражения коллективного сознания, оно раскрывает понимание жизни вообще. И цифровое искусство, конечно, тоже. Мне кажется, цифровое искусство будет двигаться в сторону творческого взаимодействия в интернете и персональной подписки на абстрактную графику. Возможно, расцвет ожидает алгоритмическое искусство, так как новое поколение художников и зрителей изначально находится в цифровой среде, умеет в той или иной степени программировать и готово воспринимать алгоритм как средство художественной выразительности.

гийом МарМан, ФРАНЦИЯ

Гийом Марман

Цифровые технологии — это лишь инструмент, не стоит классифицировать искусство только по техническим особенностям. Современное искусство объединяет самые разные медиа — мы же не идем а выставку специально, чтобы увидеть только живопись, только скульптуру или только видео. Сегодня использовать современные технологии может любой — компьютеры есть у всех. Самое важное в любом проекте — его поэзия, смыслы. Технологии лишь предлагают новые возможности. Например, моя инсталляция «Timée» лишь иллюстрирует с помощью современных средств стародавнюю теорию Платона о звуке в пространстве. А лет через 200 эти средства будут совсем другими. Когда ты работаешь со светом, ты заступаешь на территорию науки, искусства, религии и философии. В них я не специалист, но мне нравится исследовать эти сферы. На мое творчество влияют такие художники, как Джеймс Таррелл, Энтони МакКолл, Олафур Элиассон. 

::vtol::, РОССИЯ 

::vtol::

На мой взгляд, искусство не делится на цифровое, аналоговое и еще какое-то — если только формально. А без искусства нам вообще никак, без него будем жить плохо: не будет никакой рефлексии, мы станем жирными, злыми и глупыми. Думаю, никаких преимуществ перед традиционными видами искусства у цифрового нет, между собой их можно сравнивать, как несколько разных языков: в каких-то языках есть более точные определения и оттенки для некоторых аспектов жизни, но глобально все они универсальны и самодостаточны. К сожалению, самый частый прием, который выдает цифровое искусство — это банальный перевод одних данных и параметров в другие или примитивные интерактивные взаимодействия. Иногда получается красиво и даже очень красиво, но очень редко за этим кроется глубокая мысль. Но этим занимаются все, и я не исключение. У цифрового искусства как такового не очень-то много вариантов развития в чистом виде, довольно скоро оно зачахнет под натиском гораздо более мощных синтетических и гибридных направлений — код будет выполнять лишь вспомогательные функции, а на первый план выйдет нейрофармакология.

ЕВГЕНИЙ АФОНИН, РОССИЯ

Евгений Афонин

Зачем нам диджитал-арт? Затем же, зачем и любое другое искусство. «Чистого» искусства, как заметили многие исследователи, уже не существует, все главное давно придумано, разобрано и снова придумано. В этом смысле диджитал-арт не исключение. Медиа-арт как абстрактное искусство занят исследованием самого языка, его разработкой. Нам нравится играть с разными техниками и технологиями, пытаясь выжать из них какой-то художественный эффект, переместить в несвойственный им контекст. Самое главное — создать необычное переживание у зрителя, борьба с шаблонным восприятием. Иногда это можно сделать очень простыми средствами и «технологичность» сама по себе — не цель, но часто неплохо помогает. 

МАКСИМ СВИЩёВ, РОССИЯ

Максим Свищёв

Цифровое искусство исследует шум — визуальный, психологический, эмоциональный, ментальный, физический. Благодаря новым технологиям можно найти и новый язык, создавать параллельные миры и пространства. В знаменитом анимэ «Призрак в доспехах» девушка-робот задается вопросом, есть ли у нее душа и живая ли она — это главный вопрос и для диджитал-арта. У него есть будущее, если у художников будет достаточно таланта, а у зрителя не атрофируется восприятие, он не превратится в собаку Павлова и будет способен считывать аллегории, намеки, видеть «палец, указывающий на луну». Нового диджитал-арт уж точно ничего не покажет, разве что будет похрапывать в унисон со всеми и перелистывать бесконечные сны всеобщего сознания.

TUNDRA, РОССИЯ

Tundra

Это постоянно меняющаяся и развивающаяся среда с безграничными возможностями и способами реализации идей. Зачастую новые технологии сами диктуют новые формы творчества и его восприятия. 
Художники, которые занимаются цифровыми медиа, как правило, люди технически образованные, поэтому они часто находят темы в области математики и физики: в простоте математических формулировок, в глубине фундаментальных физических законов и их влиянии на восприятие человеком окружающего мира. Иногда появляются совсем гениальные работы, в которых художник открывает совершенно новый способ применения привычных устройств — в таких работах этот принцип и является темой и смыслом, а зритель становится в некотором роде соучастником открытия. 
Конечно, для гуманитарного мира искусства эти темы сложны для понимания и выглядят, как притянутые за уши концепты к «вау-развлекательным» инсталляциям. Хотя и так тоже бывает. 

Текст Сергей Багулин