Wall Elements. RuArts Gallery (МСК), 9–12 октября

Выпущенная два года назад фотокнига Алексея Партолы «Призраки» про будни трейн-бомберов преодолела довольно камерную аудиторию субкультуры, приоткрыв жизнь московских «арт-вандалов» широкому читателю. Наше интервью с фотографом можно прочитать прямо сейчас здесь, а уже завтра в галерее RuArts — посмотреть результат того, чем эти два года Партола жил: там пройдут презентация новой книги «Части стен» и выставка вышедших за пределы книги артефактов. По созданному опроснику молодой фотограф интервьюировал двадцать пять уличных художников со всей страны, которым также предложил создать по работе для галерейного пространства. Результатом исследования стали двадцать пять холстов, фотохроника их создания и портретная галерея уличного искусства в лицах и прямой речи. Выставка-трехдневка, поэтому торопимся.

Фестиваль «Круг света» (МСК), 10–14 октября

Если власти зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Четвертый раз в Москве пройдет фестиваль «Круг света», в рамках которого сразу семь крупных площадок столицы зальют софитами, прожекторами и всевозможными осветительными приборами. Объединяющей все торжество ламп и лампочек темой станет «Кругосветное путешествие», что при нынешней ситуации рабочей осени и скачков отпускных валют очень даже актуально. Внутреннюю эмиграцию хотя бы на полчаса совершаем у Большого театра, Большого царицынского дворца, нескольких павильонов ВДНХ, Останкинского пруда, где светодизайнеры и специалисты в области 2D- и 3D-графики с мировыми именами (которых мы еще не знаем) покажут, откуда у света ноги растут. Да и вообще, посмотреть, что и как, будет достаточно.

«Премия Джамиль 3»Новый Манеж (МСК), 11 октября — 23 ноября

Музей Виктории и Альберта и фонд Art Jameel, основанный миллиардером из Саудовской Аравии Абдулом Латифом Джамелем, в 2006 году учредили премию, призванную расширить представление о современной исламской культуре и искусстве. Раз в два года жюри из крупнейших музейщиков, художников и дизайнеров отбирает 10 финалистов из сотен заявок со всего мира. На этой неделе в Новый Манеж привезут конкурсные проекты финалистов 2013 года, среди которых «цифровые» ковры, собранная из восточных специй мозаичная плитка, а также работы победителей последней премии — турецкого дуэта Dice Kayek, «собравших» платья по лекалам бесчисленных орнаментов Софийского собора. Конкурс, кстати, проходит под патронажем архитектора Захи Хадид, а это, как минимум, дорогого стоит.

Alibis: Sigmar Polke 1963–2010. Tate Modern (LND), 9 октября  8 февраля

Что ни неделя в Лондоне — то ретроспектива с претензией на выставочный привоз сезона. Совсем недавно в Королевской академии художеств открыли масштабный экскурс в искусство Ансельма Кифера. С завтрашнего дня в Tate Modern покажут «следы» практически пятидесятилетней карьеры Зигмара Польке. «Алхимик современной живописи» Польке прославился, прежде всего, своими экспериментами в получении изображения. Помимо красок, художник нередко прибегал к нитрату серебра, барию, спиртам, метанолу, натягивая на холст таблицу Менделеева. Эффект заставлял себя ждать: картины зачастую продолжали жить своей жизнью, меняя цвет и границы контуров гораздо позже их написания. В 1986 году на Венецианской биеннале Польке абстрактно расписал стену немецкого павильона химическим миксом, меняющим цвет в зависимости от температуры, цвета и даже количества людей в помещении, за что получил «Золотого льва», почет и место в пантеоне классиков ХХ века. В четырнадцати залах музея в хронологии соберут не только хрестоматийную графику, живопись и скульптуру мастера, но и более редкие записные книги, слайды и фотокопии. 

ZERO: Countdown to Tomorrow, 1950s–60s. Guggenheim Museum (NYC), 10 октября  7 января 

Если вы захотите найти в интернете какую-либо информацию о зародившемся в Германии арт-движении Zero, вас ждет отличная подборка новостей из жизни группы Zero-7. Почему? Видимо, основанное в 1957 году Отто Пьене и Хайнцем Маком дело до сих пор чуть более авангардное, чем нужно. Вошедших на разных этапах объединения художников, которые совсем скоро вышли за пределы национального движения, объединило желание противопоставить ужасам национал-социализма и трагедии Второй мировой войны искусство. Чистое, новое, полное надежд и идеалов. Точкой художественной перезагрузки был выбрал «ноль» (отсюда и название), а при создании новых художественных форм в ход пошли гвозди, дым, огнеметы, ножи и буйная фантазия. На разных этапах в группу приписывали Гюнтера Юккера, Ива Кляйна, Лучо Фонтана, да и еще порядка тридцати художников из десяти стран. Всех «нулей» от искусства можно застать вместе в Нью-Йорке до января.

Текст Андрей Саков