“Правда” про Америку: Какими Ильф и Петров увидели США в 1935 году

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

В 1935 году газета «Правда» отправила корреспондентов Илью Ильфа и Евгения Петрова в путешествие по США на три с половиной месяца. По возвращении домой, в 1936 году, они написали свою знаменитую книгу «Одноэтажная Америка». К 80-летнему юбилею рукописи Interview завладел открытками, фотографиями и письмами Ильфа, которые он из Нью-Йорка отправлял жене Марии и дочери Сашеньке (она же — Пиг). В них писатель делится со cвоими «дорогими дочками» впечатлениями от громадных домов и встречи с Хемингуэем, рассказывает об «очень половых» негритянских танцах в Гарлеме и помешательстве местных жителей на свежевыжатых соках.

НЬЮ-ЙОРК, 8 ОКТЯБРЯ, 1935 ГОД

Дорогая Марусичка, телеграмму твою получил и крепко вас обеих целую. Спасибо, дорогая моя дочка. Хотел писать тебе еще вчера, но пристали мы к гавани только в 5 часов вечера, потом были всякого рода формальности, в городе я оказался только вечером, погулял полтора часа и так навпечатлился, что сил уже не нашлось. Когда подъезжал к Нью-Йорку и ходил потом по нему, то испытывал чувство гордости, что люди могут воздвигнуть такие громадные здания. Они видны за пятьдесят километров и подымаются, как столбы дыма. Сначала мы поселились в старомодном отеле «Принц Джордж», где много добрых негров прислуги, но уже сегодня переехали в большой современный «Шелтон Отель». Живу на 27-м этаже, из окон виден этот отчаянный город… Никакие фотографии представления о нем, конечно, не дают. Боюсь, что о нем даже нельзя рассказать так, чтобы это было понятно. Сегодня мы виделись с нашими издателями; на днях, оказывается, выходит новое издание «Золотого теленка», и какие-то деньги, как видно, небольшие, нам дадут. Консул пригласил нас поехать с ним на две недели в Чикаго, Детройт и другие места в этом же районе. Он едет на автомобиле. Ехать будем через Канаду. 19-го числа мы с ним поедем и снова вернемся в Нью-Йорк. Здесь пробудем еще неделю и начнем свое путешествие по стране. До свиданья, дорогие дочки. Завтра еще напишу. Твой муж Иля.

Открытка с горгульей собора Нотр-Дам де Пари, Нью-Йорк, 15 октября, 1935; приписка на полях: «Показывайте нянькам эту химеру, чтобы испугать»; открытка с видом на синагогу в Праге, Нью-Йорк, 17 октября, 1935.

НЬЮ-ЙОРК, 17 ОКТЯБРЯ, 1935 ГОД

Дорогой друг, я забыл написать Вам про две тысячи, которые надо уплатить по суду. Первое — две тысячи, это с нас обоих, второе — эти деньги должны с нас удержать через Всероскомдрам, куда мы сообщили, будучи еще в Москве, третье — все это дело поручено Крупнову. Позвони, пожалуйста, Вале Катаеву, узнай у него телефон Крупнова и передай Крупнову же мою просьбу сообщить в театр, что деньги им будут переводиться аккуратно. Вчера состоялся прием в консульстве. Было сто двадцать человек критиков, издателей, критикесс, деятелей и особенно деятельниц искусства. Нас здесь знают довольно хорошо и хорошо относятся. Кроме того, был Бурлюк, старый и пьяноватый, но симпатичный. Был и Мамульян, режиссер «Королевы Кристины», которую мы, кажется, вместе видели на кинофестивале. Он поведет нас на негритянскую оперу, которую недавно поставил. Все говорят, что это замечательная работа. Прием сошел для меня хорошо, и я не очень томился. Порядок такой: консул с женой стоит на площадке лестницы и встречает гостей. Мы стоим позади них, нас знакомят. Гости говорят что-то приятное и удаляются в торжественные залы пить водку и пунш. Потом приходят другие, тоже что-то говорят и тоже удаляются пуншевать. Потом понемногу начинают уходить. Мы все время стоим на площадке, здороваемся и прощаемся. Уходить нам отсюда нельзя, пока все не уйдут, пить и есть тоже нельзя. Продолжается это три часа. Очень интересные люди и страна тоже. Сейчас я смотрел «Квадратуру круга», которая идет на Бродвее. Очень старомодный небольшой зал. Человек в цилиндре покупает билет в кассе. Передайте Вале, что первый человек в цилиндре, которого я видел в Нью-Йорке, покупал билет на его пьесу. Перед началом представления пять американцев в фиолетовых косоворотках исполняют русские народные песни на маленьких гитарах и громадной балалайке. Потом подняли занавес. За синим окном идет снег. Если показать Россию без снега, то директора театра могут облить керосином и сжечь. Действующие лица играют все три акта не снимая сапог. В углу комнаты стоит красный флаг. Публике пьеса нравится, смеются. Играют не гениально, но неплохо. Сборы средние. Вставлены несколько бродвейских шуточек, от которых автор поморщился бы. Кроме того, приделан конец очень серьезный и философский, насколько Лайонс и Маламут, переделывавшие пьесу, могут быть философами. Ничего антисоветского все-таки нет. Шутки и философию мы, однако, рекомендовали Маламуту удалить. Кстати, они пьесе нисколько не помогают. А так — неплохо. <…> На будущей неделе поеду в Гартфорд к трем моим дядям, бабушке и тетке. Я забыл тебе написать, что до поездки в Вашингтон я ездил с консулом на ярмарку в Денбюри. Это в трех часах езды на автомобиле от Нью-Йорка. Видел там автомобильные гонки, развлечение довольно мрачное, балаганы, выставку коров, продавцов лекарств и игрушек, которые дают целые представления, все из Генри и «Дитя цирка». Был вчера вечером в «бурлеске». Это ревю за 35 центов. Их здесь много. Вульгарно совершенно фантастически, и поэтому интересно. Тебя и золотую Сашеньку крепко целую, мне пора идти спать. До свиданья, мои дорогие. <…>

Световая реклама вечернего Бродвея, Нью-Йорк, 1935.

НЬЮ-ЙОРК, 20 ОКТЯБРЯ, 1935 ГОД

Дорогая девочка, получаете ли Вы мои письма? В каждом письме обязательно сообщайте, какие письма получили и откуда. Очень Вас прошу. Дела складываются покуда хорошо. Здесь, в Нью-Йорке, придется пробыть еще недели полторы-две, а может быть, немножко больше. Все зависит от того, как пойдут дела. В большое путешествие по Америке мы едем. Отсюда в Калифорнию и из Калифорнии назад через южные штаты… Теперь будем, как видно, покупать машину. Но я еще не знаю, будет это новая машина или подержанная. Кроме того, нам предложили поехать даром на пароходе банановой компании в Кубу и Ямайку. Дорога займет туда и обратно дней двенадцать. Это мы хотим сделать после большого путешествия. Не пугайся, дочка, это все займет не так много времени. Дорогой мой друг, я совсем не представляю, как ты живешь и какая теперь наша Сашенька. Еще раз прошу прислать тебя фотографии, свою и нашего Пига. Сегодня провел день за городом. Всего час езды от Нью-Йорка — и уже совсем дикая скалистая усадьба, свежий ветер и тише, чем на Клязьме. Хозяин по случаю нашего приезда созвал множество гостей, получилось что-то вроде консульского приема, что я выношу с трудом. С тех пор как я в Америке, два человека принесли свои книги, чтобы получить надпись от авторов. На приеме у консула — пятнадцатилетняя американочка, которая заявила, что не будет читать «12 стульев», так как ей сказали, что там плохой конец, а она книг с плохим концом не читает, а сегодня Стюарт Чейз, очень известный экономист. Он насчет плохих концов ничего не говорил. Может быть, уже пришло от тебя письмо, но сегодня воскресенье и консульство не работает. <…> Фотографией занимаюсь, и снимки получаются хорошие. <…>

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Открытка с видом на парижскую церковь Мадлен, Нью-Йорк, 18 октября, 1935; открытка с видом на Золотую улочку в Праге, Нью-Йорк, 19 октября, 1925.
Фото сверху, слева направо: Соломон Трон (прототип мистера Адамса в «Одноэтажной Америке»), родственница Ильфа и сам Илья Ильф, Гартфорд, штат Коннектикут, 22 октября, 1935; фото снизу слева направо: Евгений Петров, родственницы Ильи Ильфа и сам Ильф, Гартфорд, штат Коннектикут, 22 октября, 1935.

НЬЮ-ЙОРК, 26 ОКТЯБРЯ, 1935 ГОД

Милая дочка, не успел написать тебе вчера. Дос Пасос оказался широколицый, оживленный, почти лысый. Он немножко заикается, каждую фразу начинает со смехом. Но когда перестает смеяться, выясняется, что у него очень грустное и серьезное лицо. Он кончает сейчас новую книгу. Она называется «Большие деньги». Послезавтра мы будем с ним обедать. Обещал дать письма, чтобы мы по дороге, в нашем путешествии, познакомились с разными людьми. Он мне очень понравился, и мы с ним хорошо разговаривали, через переводчика, конечно. Одет он небрежно, как полагается писателю. Вообще здесь мужчины не обращают на свою одежду сверхъестественного внимания. Некогда. Мне тоже все время некогда. Американцы бегут, и я тоже бегу. Но устаю немного и живу сравнительно размеренно. На ночь ем апельсины. Натощак тоже съедаю апельсин. Перед завтраком выпиваю стакан апельсинового сока. Всякого рода соки — это чисто американская особенность. Они пьют их несколько раз в день обязательно. Перед обедом они выпивают стакан томатного сока. До этого я еще не дошел. Есть еще банановый сок. Это не очень вкусно. Потом есть сок грейпфрута. Это громадный лимоно-апельсин. Вообще американцы едят здоровую санаторную пищу — много зелени, очень много овощей и фруктов. Если бы они этого не делали, то в своем Нью-Йорке захирели бы очень быстро. Ну, пьют порядочно. Без коктайлей не обходится ни одно свидание. У нашего издателя даже в самом издательстве есть холодильный шкаф, и, поговорив с нами, он быстро составляет какой-нибудь коктайль и ставит на стол. При этом он действует так ловко, как будто никогда не издавал книг, а всегда работал в баре. <…> Сегодня я ходил по городу и фотографировал. Представь себе, что произошло. Фотограф, которому я дал печатать снимки, все напечатал, что нужно было, и все отпечатки потерял по дороге ко мне. Придется ему всю эту работу начать сначала. Мне жалко, я мог бы тебе сегодня их послать. Теперь пройдет, наверно, еще несколько дней. Тебе будет интересно посмотреть. Там немножко Варшавы, Парижа, Гавра, потом пароход и Нью-Йорк. Только меня там очень мало, все снимаю я, а меня снимать некому. Но я тоже иногда есть. Жду ваших фотографий с большой надеждой. Этот город я полюбил. Его можно полюбить, хотя он чересчур большой, чересчур грязный, чересчур богатый и чересчур бедный. Все здесь громадно; всего много. Даже устрицы чересчур большие. Как котлеты. Приеду, все тебе расскажу, дочка. Если останется что рассказывать. Мои письма становятся все длиннее. <…>

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Открытка с джазовым оркестром в Ubangi Club, Нью-Йорк, 29 октября, 1935.

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

НЬЮ-ЙОРК, 29 ОКТЯБРЯ, 1935 ГОД

Дорогой мой Марусик, хочу написать тебе, как я живу. Что же я делал последние дни? Позавчера видел Хемингуэя. Он большой, прочный и здоровый мужчина. Спрашивал, не знаем ли мы Кашкина. Почему вдруг Хемингуэй спрашивает про какого-то Кашкина? Потом оказалось, что Кашкин переводил его «Смерть после полудня» на русский язык. Хемингуэй был во фланелевых штанах, жилетке, которая не сходилась на его могучей груди, и в домашних чоботах на босу ногу. Очень привлекательный и какой-то очень мужской человек. Он мне понравился. Приглашал приехать к нему в маленький городок на самом юге Флориды, где он живет, в Кий-Вест. Мы обещали, но мы всем все обещаем, а когда мы успеем это сделать — непонятно. Никак не можем выбраться из Нью-Йорка, то одно задерживает, то другое. То мы заняты, то надеемся получить еще деньги, много всего. Потом Дос Пасос повел нас в ресторан «Голливуд» на Бродвее — обедать. Он сказал, что мы увидим мечту нью-йоркского приказчика. Действительно, это было счастье матроса, после двухлетнего плавания сошедшего на берег. Посреди зала, на низенькой эстраде, танцевали девушки и девки, полуголые, голые на три четверти и голые на девять десятых. <…> Лица у девушек тупые, или жестокие, или вдруг жалкие. Ресторан полон. И все это в семь часов дня. Потом Дос с женой сели в свой старый, 27 года, «Крайслер», который сторожила на соседней улице их большая, давно не бритая собака, а мы снова дали обещание. Обещали ему обязательно приехать в Кий-Вест, где он тоже будет жить. Потом пошли гулять, попали в Гарлем, часть Нью-Йорка, где живут только негры, и зашли в ресторан «Ю-бенги-клаб» посмотреть негритянские танцы. Танцы интересные, но очень половые. За столиком рядом с нами оказался Робиссон [Поль Робсон], негритянский певец. Он недавно был в Москве. Вы, наверно, помните. Завтра он к нам зайдет. Вчера утром надо было идти завтракать в литературный клуб. Называется он «Немецкое угощение». Это значит, что каждый сам за себя платит. Собираются там по вторникам для шуточного завтрака. Наши издатели Фаррар и Рейнгардт требовали, чтобы я произнес на завтраке речь по-русски, а Женя, чтоб прочел эту же речь по-английски. Там принято говорить смешные речи, в этом клубе. Я, конечно, как оратор отпал сразу, ввиду решительного и обычного моего отказа. Мы сочинили короткую и комическую речь на тему о том, как нам, куда бы мы ни приехали, говорят, что это еще не настоящая Америка и что нам надо ехать дальше. Эту речь перевели на английский язык, и Женя ее мужественно прочел, хотя за круглыми столами в зале отеля «Амбассадор» сидело множество американцев и было от чего застесняться. Речь была встречена весьма дружелюбно. Потом говорил какой-то актер, потом хозяин «Мэдисон Сквер Гарден». Это большой театр-цирк. Там бывает бокс, большие митинги и прочее. Там я был на состязаниях ковбоев. Он говорил, что ему все выгодно. <…> Он всем сдает свой зал, и только защитникам Бруно Гауптмана, который убил ребенка Линдберга, он театра не сдал. После этого нам всем четырем навесили на шею большие гипсовые медали. В промежутке между речами и медалями дали завтрак, очень странный. Сначала рыбу, потом сразу мороженое и кофе. Как награжденный медалью, я за завтрак не платил. В три часа заехал за нами мистер Трон с женой, оба пожилые и симпатичные американцы, и мы поехали за сто семьдесят миль в Скенектеди, прежде область могикан, а теперь город, где помещаются заводы «Дженерал Электрик», заводы самой передовой американской техники. Скенектеди — это родина электричества. Здесь его, в общем, выдумали, здесь работал Эдисон, здесь работают мировые ученые. Приехали туда уже в десятом часу. Безумие думать, что по американской федеральной дороге можно ехать медленно или останавливаться. То есть можно и останавливаться и ехать медленно, но когда впереди идут тысячи машин, когда тысячи машин надвигаются сзади, остановиться или замедлить ход невозможно, не хочется… Вся Америка мчится куда-то, и остановки, как видно, уже никогда не будет. Навстречу тоже двигались тысячи автомобилей, серебряные цистерны с молоком для Нью-Йорка, отчаянной длины грузовики, которые везут на себе сразу по три новых, 936 года, автомобиля из Детройта. Остановились в обычной американской гостинице, где три воды — горячая, холодная и ледяная. Ледяная, впрочем, оказалась на этот раз просто холодная. Погуляли пять минут и сразу налетели на русского. Мы покупали у него корнфлек и заспорили по-русски — кукуруза это или нет. Тогда он неожиданно вступил в разговор и на хорошем русском языке подтвердил, что корнфлек — это и есть кукуруза. Он здесь 22 года, считает, что работы нет из-за машин. Слишком много машин, и они работают только на хозяина. Он чернорабочий, но так в Америке думают и многие весьма культурные люди. Целый день мы смотрели электрические чудеса. Завод имеет 350 зданий, мы были только в трех, правда в самых больших. А кроме того, есть еще и люди, что все-таки интересней всего. Здесь надо было бы побыть хоть неделю. Теперь ты понимаешь, почему мы не можем уехать в путешествие. Так много интересного, что никак нельзя наконец выбрать день и уехать. Скенектеди, конечно, загроможден автомобилями. В нем живет девяносто тысяч человек. Все они зависят от завода. Он наложил отпечаток на всю их жизнь. Среди города течет маленькая индейская река Могаук. О Скенектеди расскажу тебе, когда приеду, иначе слишком много придется писать. Выехали в пять часов, снова катились, катились без конца. На этот раз обгоняли цистерны с молоком для Нью-Йорка. Один раз обогнали громадный закрытый грузовик, на котором везли лошадей. Если бы я был лошадью, для меня было бы унижением, что меня везут в грузовике. <…>

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Сверху вниз: открытка с видом на небоскребы Нью-Йорка со стороны Гудзона, 30 октября, 1935; открытка с видом на небоскребы Нью-Йорка со стороны Ист-Ривер, 31 октября, 1935.

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

НЬЮ-ЙОРК, 4 НОЯБРЯ, 1935 ГОД

Дорогая дочка, спасибо за все, что ВЫ сообщаете мне про нашего нежного Пига, но Вы ничего не пишете о себе. То есть мало пишете. Всегда думаю о Вас и стараюсь представить себе, как Вы живете и что делаете. Скучаю без Вас и нашей дорогой девочки. Я приехал бы на неделю домой, а потом продолжил бы таскаться по Америке. А так, без перерыва, делается скучно без вас. Наконец мы приобрели машину и уже на днях, через два или три дня, едем. Это новый «Форд». Мы его взяли в рассрочку, поездим на нем два месяца и, если не сможем заплатить за него полностью, отдадим назад. Это выгодно, и это нам устроили. Денег у нас достаточно. Конечно, хотелось бы иметь больше и можно было бы даже их получить. Но тут имеются некоторые обстоятельства. Дело в том, что у нас здесь прекрасная репутация, и выступать нам с чем попало нельзя. Американские журналы хотят, чтобы мы писали сразу об Америке. А писать сгоряча и впопыхах не хочется. Мы можем себе только напортить. Может быть, когда мы еще поездим и в голове прояснится, мы будем писать для здешних журналов. Но и сейчас денежные дела удовлетворительны. Поедет с нами, кажется, не Браиловский, а мистер Трон с женой, о которых я Вам уже писал. Это американец, великолепно знающий Америку, а жена его прекрасно правит автомобилем. Мы их почти уговорили ехать. Только что я пришел со спектакля «Порги и Бесс». Это опера из негритянской жизни. Спектакль чудный. Там столько негритянского мистицизма, страхов, доброты и доверчивости, что я испытал большую радость. Ставил ее армянин Мамульян, музыку писал еврей Гиршфельд [Джордж Гершвин], декорации делал Судейкин, а играли негры. В общем, торжество американского искусства. Позавчера был на концерте Рахманинова. Где я еще был? Столько смотришь, что сразу забываешь. Да, после спектакля Мамульян повел нас за сцену, чтобы мы сказали труппе несколько слов. И, конечно, самая негритянская негритянка вдруг заговорила по-русски. Оказывается, до революции она восемь лет выступала в России. Она произнесла даже такое слово, как «губерния». Потом откуда-то пришла индианка, настоящая индианка, и тоже стала говорить по-русски. И сама при этом очень смеялась. Обязательно напиши мне, как твои денежные дела. Сколько есть денег и на сколько хватит. Обязательно. <…>

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Сверху вниз: открытка с видом на Бруклинский мост, 3 ноября, 1935; открытка с видом на Эмпайр-стейт-билдинг, 4 ноября, 1935.

НЬЮ-ЙОРК, 6 НОЯБРЯ*, 1935 ГОД

Дорогая моя дочка, сегодня пришло твое письмо от 24 октября. То письмо, где про Сашеньку и про ложечку. Спасибо, нежик золотой. Сегодня я очень жалел, что тебя нету здесь. Я был на выставке Ван-Гога. Громадная и замечательная выставка. Сто живописей и сто двадцать пять рисунков собраны со всего света. Ну, просто поразительно. Здесь и почтальон в ярко-синем мундире, и портрет актера, и мост, и автопортрет с красной бородой, и крестьяне, которые едят картофель, и пейзажи, и букет необыкновенный, и ночное кафе со столиками на улице под синим небом с колоссальными звездами, все, о чем мы только читали и мечтали посмотреть. <…> Тут еще подобрано несколько вещей для характеристики времени Ван-Гога: несколько Сезаннов, портрет Ван-Гога работы Гогена. Это когда они жили вместе. Ван-Гог изображен пишущим подсолнухи. Хороший портрет. Потом висит Дега и еще что-то. Это только Нью-Йорк может себе позволить. Он так богат, что все может сделать. Одновременно открыта выставка Манэ, сорок лучших вещей. В галереях на 57-й улице собраны неслыханные богатства. Кое-что можно только посмотреть, а кое-что можно и купить — продается. То же делается в области музыкальной. Всех можно услышать за зиму: Рахманинова, Стоковского, Клемперера, итальянских певцов, что угодно. Но это уже стоит дорого. Мы, впрочем, по возвращении в Нью-Йорк будем слушать это бесплатно. Есть один театральный деятель, который все это нам устраивает. Тюрьму Синг-Синг я смотрел очень подробно. Ужасное впечатление производит, конечно, электрический стул. На стуле Синг-Синга окончили свои дела двести мужчин и три женщины. Он помещается в большой комнате с мраморным полом. Очень чисто. Висит надпись: «Тишина». Стоят четыре деревянных дивана для свидетелей. Почему-то имеется умывальник. Есть столик. В соседней комнате производят вскрытие тела. А еще в соседней — до самого потолка навалены гроба. За дверью распределительный щит. Включают рубильник — и все. Человек, который включает ток, получает полтораста долларов за каждое включение. В остальном тюрьма очень культурная, с чисто американским высоким уровнем жизни. За исключением старого корпуса, построенного еще в 1825 году. Это уже совсем султанско-константинопольская темница. Страшная. Начальник тюрьмы обещал, однако, что если меня к нему пришлют, то он поместит меня в новом корпусе. Был я на боксе в громадном зале Медисон Сквер Гарден. Сражался Карнера с каким-то немцем. Избил его самым ужасающим образом. Не так был интересен бокс, как публика. Ревели и галдели. Вообще американцы шумные люди, веселые и крикливые, когда у них нет особенных забот. Свои газеты они шваркают прямо на тротуар. Идет человек и держит в руках газету весом в три фунта. И вдруг как шваркнет ее. Вечером по всему Нью-Йорку их носит ветер. Все еще тепло, и все ходят без пальто. Дел у меня много и меньше не становится. Через два дня мы уезжаем. Буду писать тебе подробно и часто, если тебе не надоело читать. <…> У тебя уже утро, и, наверно, на Красной площади идет парад. Ну, до свиданья, мой дорогой. Твой Иля.

Фото сверху: шествие в честь отца Дивайна (Джордж Бейкер, 1878–1965), во времена Великой депрессии основавшего религиозное международное движение Миссии мира, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935; фото снизу: «Ролс-Ройс» отца Дивайна, фотография Ильи Ильфа, Гарлем, 1935.

Тюрьма Синг-Синг, посещение которой писателям организовал Эрнест Хемингуэй, штат Нью-Йорк, 1935.

* 9 ноября Ильф и Петров покинули Нью-Йорк в направлении Ниагары.

Журнал Interview благодарит за предоставленные материалы наследников Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Российский государственный архив литературы и искусства. И отдельно — Рому Либерова.

Интервью
Добавить комментарий