Незадачливая Брук Шилдс

В 2010 году в лондонской Tate Modern проходила групповая выставка «Pop Life». Вокруг одного из экспонатов разгорелся настоящий скандал. Им стало фото 12-летней Брук Шилдс, накрашенной как взрослая женщина. Более того, в Лондоне показывали фотографию фотографии: в 1982 году Ричард Принс переснял оригинальный кадр Гарри Гросса 1975 года. Фотограф хотел одного — раскритиковать неуместную сексуальность, которую методично навязывала реклама. Не на того напали — рассудила организация Obscene Publications Unit и добилась исчезновения снимка из экспозиции, руководствуясь британским Актом о защите детей 1978 года. При этом другие экспонаты с порнографическим сюжетом почему-то никто не тронул.

«Прелестное дитя»

Вы не поверите, но Брук Шилдс впервые попала в центр аналогичного скандала еще в 1978-м. И вовсе не из-за снимка Гросса. В том году в прокат вышел фильм Луи Маля «Прелестное дитя», в котором начинающей старлетке досталась роль девочки-проститутки. Более того, в некоторых сценах 12-летняя Шилдс полностью обнажена. Естественно, часть общественности, особенно религиозной, всполошилась и объявила фильм порнографией и позором киноиндустрии. Отчасти с этим воплем возмущения согласились и прокатчики: в Австралии и Великобритании фильм снабдили пометкой 18+, а в некоторых канадских штатах и вовсе запретили к просмотру. Впрочем, кинокритики восприняли «Прелестное дитя» на ура: по данным сайта Rotten Tomatoes, 79% рецензий были положительными. А тогдашний кинокритик The New York Times Винсент Кэнби назвал ленту «самым умным и оригинальным фильмом года». Как часто бывает, мнения обывателей и профессионалов разошлись.

«Распутное детство»

Еще один кинопример, но поандеграунднее. В 1977 году итальянский режиссер Пьер Джузеппе Мурджа снял фильм «Распутное детство» — о том, как невинная дружба 14-летнего парня и 12-летней девушки перерастает в любовную связь. Поначалу нагота актеров и сцены подросткового секса остались незамеченными — фильм благополучно вышел в немецкий прокат. Но общественность возмутилась, и на кассетах лента вышла с вырезанными сценами. Только в 2004-м режиссерскую версию выпустили на DVD, но уже в 2006-м ее снова запретили, изъяли из продажи и даже ввели уголовную ответственность за хранение копии. В некоторых странах к фильму отнеслись либеральнее — в США и Франции «Распутное детство» выпустили без купюр, а в Австрии полную версию фильма могут спокойно смотреть все совершеннолетние зрители.

недовольные австралийцы

Но вернемся к фотографии. В 2008 году в благополучном и демократичном Сиднее произошел случай, до боли напоминающий скандал вокруг московской выставки Стерджеса. Накануне открытия экспозиции австралийского фотографа Билла Хенсона галерея Roslyn Oxley разослала электронные приглашения, украшенные портретом обнаженной девочки 13-и лет. Одно из них угодила прямиком в монитор активистке Хетти Джонсон, которая решила, что показывать будут детскую порнографию. Австралийка и ее единомышленники подали жалобу в полицию — в итоге стражи порядка взяли галерею штурмом, а разгневанная общественность грозила ее владельцам поджогом. Не остался в стороне и премьер-министр Австралии Кевин Радд, объявивший искусство Хенсона «гадким» и не имеющим художественных достоинств. Впрочем, скандал вскоре сошел на нет, и фотографу не стали предъявлять обвинения в распространении детской порнографии. Зато закон Нового Южного Уэльса обзавелся поправкой, запрещающей изображать несовершеннолетних даже в художественных целях. 

Нэн Голдин тоже не повезло

Еще один скандал приключился со знаменитым фотографом Нэн Голдин. В 2009 году в британском Гейтсхеде проходила выставка «День благодарения», среди экспонатов был снимок Голдин «Klara and Edda Belly-dancing»: на фото веселятся и танцуют две маленькие девочки, одна из них полностью обнажена. В один не прекрасный день в Baltic Gallery нагрянула полиция и изъяла снимок. А затем выставку признали «не полной» и закрыли. Примечательный факт: на творение Голдин полицейским донес один из сотрудников галереи. Бывает и так.

Без обнаженки

Порой изображения детей могут нарваться на скандал без всякой обнаженки и сексуального подтекста, настоящего или выдуманного. В 2009 году канадский фотограф Джонатан Хобин представил в Оттаве проект «Игровая комната» (The Playroom): с помощью игрушечных машин, кубиков и надувных бассейнов дети разыгрывают трагические события разных лет — теракт 11 сентября 2001 года, разрушительный ураган «Катрина», смерть принцессы Дианы, пытки заключенных в иракской тюрьме Абу-Грейб. Посыл фотографа прост: очистить трагедию от медийного белого шума и показать, как она влияет на жизнь самых маленьких, незащищенных людей. Хобина не замедлили обвинить в травмировании психики детей и жажде легкой наживы на их труде.

Текст Сергей Багулин