Марина Абрамович

Когда мой муж ушел, и мы потом развелись, мне очень хотелось понять, что пошло не так. За этим я пошла к психоаналитику. Возможно, мне это и правда помогло. После развода я поехала в Бразилию и сходила там на встречу к шаманам. Я провела с ними пять дней в лесу. Эти дни дали мне больше, чем три года психоанализа. Америка, конечно, одержима психоанализом. Когда я приехала в Америку, все спрашивали: «Кто твой психоаналитик?»

Январь 2012


Guerrilla Girls

Давайте обойдемся без гомофобских мифов относительно фотографов-мужчин. Мы уверены, что журнал Interview после этой статьи обязательно исправится, избавится от стереотипов и станет чаще обращаться к женщинам и художникам с разным цветом кожи в качестве интервьюеров и интервьюируемых. Interview, вы слышите?

Июнь 2012


Дуэт Виноградов — Дубосарский

Мы пришли к выводу, что художник не отвечает за базар. У группы ABC была работа «Художник за базар отвечает». А я объясню, почему нет. Художник проводит через себя некие вещи, которые даже сам не до конца понимает. Вот почему ты считаешь одну свою картину хорошей, а другую плохой? Почему думаешь, что одну нужно уничтожить, а вторую оставить? На самом деле у тебя нет права ее уничтожать, ведь ты не знаешь — а вдруг она окажется самой лучшей из всего, что ты сделал? Как производитель ты одно существо, как оценщик — уже другое. Свобода художника очень важна.

Июнь 2012


Владислав Мамышев-Монро

У меня погибла собака, произошли ужасные совершенно происшествия. Любимая моя собака, которая была единственной моей семьей, действительно, целый год. Она сама выбрала меня, эта собачка. И тут вдруг ее съедают местные жители, яванцы, которые призваны строить вот эти вот новые и новые виллы для туристов. Я устроил апокалипсис такой, какого не было ни у кого. На вилле у Credit Suisse банка, там чувак такой с женой, олигархатура вот эта. Я устроил апокалипсис, потому что я не мог видеть жизнь. Потому что когда ты остался без любимого существа своего, рано или поздно это выльется. 

Март 2013


Джон Балдессари

я обучал искусству всех на свете, от детей из начальной школы до студентов университетов и арт-колледжей. Благодаря чему собрал ученические работы из каждого периода становления художника. Вообще, непрофессионалам стоит отдать должное. Матерые авторы, которые хорошо знают искусство или создают его прямиком на продажу, скованы своими глубокими познаниями. Я же предпочитаю искусство, которое служит собственной цели художника. Такое кристально чистое выражение самого себя.

Сентябрь 2013


Таус Махачева

Мы с друзьями постоянно шутим на эту тему. Они говорят: «Ну что, как там твоя личная масонская мафия?» А я отвечаю: «Да как обычно, все куплено, все проплачено». (Смеется.) Конечно, что скрывать, мое происхождение мне помогает. Я однажды приехала снимать для работы собачьи бои, а туда с камерой нельзя. Не любят они этого, потому что приезжают репортеры с телевидения и потом выпускают ролики «Жестокое обращение с животными». Но меня как-то сразу занесли в категорию «своя». Но с другой стороны, не все же об этом знают, а веду я себя не как наследная принцесса. В Дагестане очень важно, как ты одеваешься. У меня была назначена встреча с одним из наших министров, и я пришла со своим рюкзачком, в кроссовках… Охрана на меня долго смотрела с подозрением. В Дагестане надо все бриллианты, которые ты имеешь, надевать на себя сразу, и тогда всем станет понятно, что ты за фрукт.

Октябрь 2013


Эрик Булатов

Будущего не было. Оно возникло в момент перестройки, крушения советской системы. Тогда впервые появилась надежда. Но, к сожалению, и здесь не получилось. Недавно я сделал картину, которой пытался выразить сегодняшнюю ситуацию. Работа называется «Наше время пришло». Там изображены подземный переход, подъем из этого темного перехода на улицу и люди, идущие вверх-вниз. Такая сценка из сегодняшней московской жизни. А советская Москва на моей старой картине «Улица Красикова» — с людьми, шагающими навстречу транспаранту с Лениным, напоминающим улыбчивую фотомодель. Но тут-то мы уже знаем, что было, а что впереди — неизвестно. Поэтому сегодняшнюю жизнь я понимаю именно как переход из одной эпохи в другую.

Сентябрь 2014


Олафур Элиассон

Сильно сомневаюсь, что арт-сообщество способно искусственно создать хорошего художника. Социальная активность по большому счету не имеет значения, она может лишь ускорить карьеру, увеличить число выставок. Да, в системе арт-рынка карьеры художников часто строятся на том, что влиятельные галеристы раздувают их успешность. И да, плохой художник может сделать неплохую карьеру, но после нескольких выставок, через два или четыре года он постепенно исчезнет из поля видимости. Такие авторы существуют исключительно внутри, за счет и для рынка.

Декабрь 2014


Андрей Бартенев

Я был освобожден от физкультуры — как и у многих норильских детей, из-за снега и яркого солнца у меня ожог сетчатки глаза. Мой тощий друг всегда утешал: «Ну да, мы с тобой дистрофики — ими и останемся. А на остальных посмотрим лет через 10—20». Не сразу, но до меня дошло: один из секретов молодости — стабильный вес.

Сентябрь 2015


Ян Фабр

В Бельгии, Франции, Нидерландах каждую ночь по телевизору крутят секс по телефону — попробуйте как-нибудь. Ты звонишь и выбираешь одну из опций: «гетеро», «гей», «лесби» и так далее. Такие службы сосут деньги из самых бедных и одиноких людей. Секс — это тоже красота. А порноиндустрия и даже реклама превращают секс в товар. Меня это раздражает.

Октябрь 2016