Андрей Кончаловский начинает культурное движение

В Москве не так много мест, где собирается исключительно приятная публика. Одной из таких точек стал дизайн-завод «Флакон», за пару лет превратившийся в настоящую клумбу людей-цветов — не в смысле хиппи, а просто свежих и цветущих. Здесь не витает запах денег и хот-медиа, как на «Красном Октябре» и совершенно нет контемпорари-арт-претензий, как во всех остальных творческих кластерах. «Флакон» — отдельное явление. Здесь много бодрых парней и беременных девушек, хорошо одетые люди здесь не смотрятся ряжеными модниками, все органично и свободно — почти как за границей.

Галерей здесь тоже нет, только дизайнерские студии и магазины. А выставки бывают, но без ажиотажа — типа, нормальное явление живой территории, где есть такие возможности. Между тем «Флакон» занимает одну из самых важных, с точки зрения мировых трендов, нишу в московском арт-плейсменте — место паблик- и стрит-арта. «Флакону» близок спрей — главный инструмент стрит-артиста, а искусство как таковое — не слишком. Однако, новость: в сентябре этого года на «Флаконе» состоится  с подзаголовком «Территория культурного движения».

Как многие новые инициативы, «Арт-Парк» стремится объять необъятное: и ярмарка молодых художников, и форум «Искусство и реальность», и стрит-арт, и фестиваль цифрового искусства, и артхаусная площадка, и дискотеки, и лекции, и аукционы, и показы моды — и все одновременно, пощадите! За время проведения, с 20 по 30 сентября, «Арт-Парк» обещает создать «зеленую зону культурного отдыха и общения», но, судя по плану «культурного движения», до отдыха дело не дойдет. В минувший четверг в большом зале Loft во «Флаконе» состоялась презентация, где новый фестиваль был представлен прессе по последнему писку медийной моды — с прямыми включениями иностранных экспертов и фуа-грой.

Но перед тем как началось все самое интересное, свое видение проекта изложил глава фонда имени своего деда режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский, ради этого оторвавшийся от репетиций «Трех сестер» в Театре им. Моссовета. Судя по высказыванию своего главы, Фонд Петра Кончаловского — активный борец за мир между направлениями в искусстве, а «Арт-Парк» — эдакая хитрая образовательная акция. Но лучше привести манифест Андрея Кончаловского, посвященный «Арт-Парку», целиком:

«Наша задача начиналась с более узких целей (Одной из главных целей Фонда на его сайте указывается атрибуция наследия Петра Кончаловского и защита от подделок его произведений. — Interview). Но теперь нам важно, чтобы творчество художников начала XX века не растворилось в концептуальном искусстве. А поскольку это очень активный процесс, нам бы очень не хотелось, чтобы не получилось как с античной скульптурой. Римские скульптуры использовались как фундамент для строительства разных зданий XII, XIII, XIV веков, и до сих пор в фундаментах многих средневековых зданий находятся мраморные скульптуры римского периода. Вот не хотелось бы, чтобы то же самое случилось с искусством начала XX века. Важно, чтобы это искусство теплилось, как те свечки… Чтобы современные художники не забывали замечательные традиции, которые были заложены их предшественниками в начале прошлого века, и что развивали Сезанн и другие.

«Важно, чтобы творчество художников начала XX века не растворилось в концептуальном искусстве»

Наши усилия привели к тому, что ведущие мировые специалисты в области авангарда и начала XX века уже собирались и беседовали, обогащали искусствоведческую мысль. Все эти мероприятия касались людей, которые любят и знают искусство французских экспрессионистов и импрессионистов. Тех, кто не только имена Сезанна и Ван Гога помнят, но и как их работы выглядят тоже. А вот новый проект — «Арт-Парк» — связан с другими амбициями. Молодые люди, которые приходят сегодня в искусство, пытаются себя выражать, но не всегда знают, кто такие Сезанн и Ван Гог, и, подозреваю, часто даже рисовать не умеют. Но мы бы хотели соединить людей, владеющих опытом предыдущих поколений, с новыми художниками. Попробовать найти общий язык, напомнить, что мы живем не в безвоздушном пространстве, что есть много-много поколений художников, которые развивались на протяжении тысяч лет в Европе.

Последовательность развития творческих направлений нельзя прерывать — как только мы начинаем ломать что-то, сделанное до нас, возникает отсутствие культурных ассоциаций, пагубное для культуры. Мы должны смотреть на современное произведение и видеть, из чего оно выросло. Так было со скульптурой начала XX века: Роден, Антокольский — они росли оттуда, из Микеланджело. А Микеланджело — из римской культуры — и эта преемственность очень важна.

Родство с европейской культурой не все понимают, но мы — европейцы, несмотря ни на какие усилия сделать Россию совсем особенной, а Запад — главным врагом русской цивилизации, этого не должно случиться. Это наша самая главная задача. Мы границы открыли, а культурологические границы иногда остаются закрытыми. И важно, чтобы молодые люди имели «фан» — хулиганили, получали удовольствие и одновременно какую-то долю полезной информации для себя извлекли, для того чтобы развиваться дальше. Есть такая новая форма проведения культурных мероприятий — образование и развлечение. Я это называю «образвлечение», и это самый эффективный метод развития».

Дальше Андрей Сергеевич встал и вышел. А присутствующие в зале представители прессы продолжили «иметь фан». Я постараюсь не повторять ошибок сотрудников Фонда Петра Кончаловского и не задерживать внимания читателей дольше положенного на том, что еще очень и очень смутно обрисовывается в перспективе. Больше всего интереса вызвала будущая «Ярмарка молодых художников». Организаторы хотят провести ее без участия галерей, то есть вывести художников непосредственно на рынок и предложить им продать свои работы.

У ярмарки есть куратор — некая Виктория Белякова, но выбор художников-участников ярмарки будет производить экспертный совет, состав которого пока неизвестен. Вместо оглашения списка экспертов главный менеджер проекта Денис Белькевич предложил ознакомиться со списком предполагаемых гостей , который будет посвящен теме «Кураторство». Среди них много кураторов: куратор Первой украинской биеннале Arsenale 2012, которая начнется в ближайшее время в Киеве, Дэвид Эллиот, куратор Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист, художник Пол Ричардс, куратор Tate Modern Николас Каллинен и многие другие громкие имена, в том числе почему-то продюсер Гленн Фридман. 

Организаторы хотят провести ярмарку без участия галерей, то есть вывести художников непосредственно на рынок и предложить им продать свои работы.

В ходе пресс-конференции главный менеджер проекта Денис Белькевич неоднократно выходил на прямую связь с зарубежными коллегами по проекту. Представители важных европейских институций, диджитал-художники — все как один заверяли Дениса и собравшихся, как важно и нужно проведение такого фестиваля в России, как нужно и важно давать возможности молодым художникам. Дополнительный «фан» заключался в том, что все это они делали с бульканьем, треском и смысловой несуразицей, почти обязательными при прямых включениях.

Нужны ли такие усложнения в программе пресс-конференций и презентаций проектов, посвященных искусству — дело, конечно, не наше, не журналистское, однако чем меньше усилий тратится на производство разнообразных шумов, тем больше можно произвести смыслов. Тогда и связь поколений между творческими людьми не будет прерываться, и в фундамент никаких артефактов не зароют, чего почему-то опасается уважаемый Андрей Сергеевич.

Совершенно очевидно, что при всех нестыковках самопрезентации, к сентябрю «Арт-Парк» отберет необходимое количество участников для ярмарки и выдаст программу, которая в живой атмосфере дизайн-завода «Флакон» развернется в нечто куда более новое, чем очевидные истины, звучавшие из уст организаторов. А если все у «Арт-Парка» получится, то у коллекционеров и любителей искусства, которые, чтобы нам ни говорили, еще остались, будет возможность на протяжении целых десяти дней знакомиться с никому доселе неизвестными молодыми художниками и опытными международными деятелями арт-процесса. Ну и, конечно, мы как всегда, жаждем иметь много фана.

 

Интервью
Добавить комментарий