«Звуковые ландшафты»
Школа драматического искусства

Изобретательный спектакль-перформанс, взявший в этом году «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Автор идеи и партитуры — музыкант Петр Айду, чей конек — музыкальная реставрация. Для «Ландшафтов» он воссоздал старинные звуковые и шумовые аппараты, изобретенные для театра много лет назад и выброшенные на помойку при появлении первой граммофонной, а потом и магнитной звукозаписи.

Целый час безымянные персонажи в черном колдуют над таинственными агрегатами, а те в свою очередь выдают пугающе достоверные звуки лесной чащи, бушующего ливня, трепета листвы. Всего четыре эффекта одного летнего дня. Сам Айду называет оригинальную выдумку акустическим театром. Можем подтвердить: загадочные аппараты в спектакле выполняют роль главных героев, а вовсе не реквизита, и будоражат образную память зрителей. Выдающийся хор Школы драматического искусства, указанный в программке, действительно только «на подпевках».

9, 10, 12 июля

«Анна Каренина»
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Европейский балетный хит, поставленный Кристианом Шпуком в Цюрихе. Немецкий хореограф прославился радикальными трактовками классики и любовью к современному танцу. «Анна Каренина» — одна из самых сдержанных его работ (балерины в спектакле поставлены на пуанты, что для Шпука исключительный случай). Возможно, по этой причине постановкой решено было пополнить репертуар Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, весьма успешно соперничающего с Большим по части эффектных названий и громких имен.

Все ключевые сцены многостраничного толстовского романа остались на месте. За воссоздание атмосферы чувственной роскоши дворянской России отвечала художница Эмма Райот, и надо признаться, цифра 250 (столько нарядов было сшито для балета) интригует. Как и выбор музыкального ряда. В заявленном «саундтреке» , составленном Шпуком лично, — Сергей Рахманинов и Витольд Лютославский, а также грузинские композиторы Сулхан Цинцадзе и Иосиф Барданашвили.

15—17 июля

«Осуждение Фауста»
Большой театр

Еще один летний спектакль в подарок столичным меломанам. Под занавес сезона Большой театр представляет драматическую легенду для солистов, оркестра и хора (композитор Гектор Берлиоз) в монументальной постановке самого Петера Штайна. Самый знаменитый европейский мэтр — приверженец системы Станиславского, обожающий русскую культуру и классику (по словам Штайна, в детстве его называли Петей), возвращается к «Фаусту» Гете спустя 16 лет после триумфальной постановки на Всемирной выставке в Ганновере. Тот спектакль длился больше 20 часов и стал международной сенсацией. В Большом Штайн ограничен хронометражом самой оперы, но в том, что психологические портреты Фауста, Мефистофеля и Маргариты снова окажутся неожиданными и вместе с тем очень точными, сомнений нет. У Штайна безупречная репутация режиссера-интеллектуала, настаивающего на художественной точности и стилистической чистоте. Главные партии репетируют Нажмидин Мавлянов, Артуро Чакон-Круз, Саймир Пиргу, Юлия Мазурова, Ксения Дудникова и Юстина Грингите.

15—17 июля

«Молодой и рассерженный»
«Театр.doc»

Новый прелюбопытный проект от отца новой драмы Михаила Угарова. В стойком как оловянный солдатик «Театре.doc» он поставил спектакль по мотивам пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», породившей в английском театре движение «Сердитые молодые люди» (Angry young men). Как сердится молодежь в России-2016, Угаров рассказывает на примере троих 25-летних друзей, снимающих квартиру в Москве и не знающих, куда себя деть. С отсутствием смысла жизни не согласен только один из героев — Джимми. Его способ борьбы — агрессивное стендап-шоу в пространстве одной отдельно взятой квартиры (в пространстве спектакля только стол и четыре стула). Не умолкая ни на минуту, Джимми произносит гневные и едкие монологи о том, как сильно и против чего он против: работы, социальных норм, того, что «все места уже заняты», etc. К чему приводят странные домашние митинги — смотрите в Doc. Кстати, пьесу Осборна специально для театра переписала молодой драматург Любовь Мульменко.

6, 29 июля

«Самое важное»
Мастерская Петра Фоменко

Если новые театральные форматы и музыкальный театр — не ваше, выбирайте «Самое важное». Светлый и грустный спектакль о том, что все в жизни приходящее и уходящее, по неподъемному роману Михаила Шишкина «Венерин волос», поставил худрук Мастерской Евгений Каменькович. Причем сделал это так точно и бережно, что многие сюжеты обрели большую ясность. Главный герой Толмач работает в центре по приему беженцев, переводит жутковатые рассказы русских переселенцев. Иногда он читает историка Ксенофонта и воспоминания певицы Изабеллы, но чаще — воскрешает в памяти образ бывшей супруги Изольды и смешной «училки» Гильпетры. Толпу персонажей играют всего восемь артистов, и в их случае переодеванием дело не ограничивается. Вместе со шляпками и перчатками они меняют пластику и слог. Буквально превращаются в других себя. Актерский аттракцион, устроенный «летучими» «фоменками», завораживает. Не зря же весь женский состав актерской сборной этого спектакля получил спецприз «Золотой маски».

16 июля

Текст Наталья Витвицкая