Как развить и тренировать память ребёнка

В последние десятилетия прогресс шагает семимильными шагами, появляются все новые открытия и изобретения. Мир перенасыщен информацией, но мы можем в любой момент включить компьютер и найти всё, что нужно, от рецепта супа до сложных физических формул. В таких условиях можно подумать, что память, как психическая функция, предназначенная для сохранения и воспроизведения информации, не так важна. Однако, это не так.

Память — это не только хранилище данных, от неё зависят, мышление, внимание, воображение, творчество. Она влияет на интеллектуальную деятельность, делая её более эффективной, а человека более успешным.

Память влияет на…

Внимание. Чтобы что-то запомнить, нужно на этом сконцентрироваться. Регулярная концентрация улучшает внимание, человек может легко сосредоточиться на чём-то важном, когда ему это необходимо, становится более собранным и организованным, при этом внешние помехи не оказывают на него особого влияния.

Мышление. При решении какой-либо задачи человек припоминает всё, что ему известно по данному вопросу. Он сопоставляет факты, анализирует, делает выводы. Мозг работает быстро, ведь всё необходимое, что называется, под рукой.

Воображение и творчество. Творчество, по сути, это создание чего-то нового, а созданию всегда предшествует воображение. Но не зря говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Чем больше знаний или образов хранится в памяти, тем богаче материал для возникновения свежих идей. Все уже известные компоненты смешиваются, меняются местами, придумываются новые пропорции, последовательность внесения, добавляется личный опыт и вуаля – стихотворение, конструкция шкафчика или фасон платья готовы!

Кстати! Многие западные фирмы держат в штате специального человека. Он может приходить на работу когда захочет, для него не существует дресс-кода, он целый день слоняется по офису, сидит в задумчивости на подоконнике и пьёт кофе. Зачем? Он синтезирует новые идеи! Придумывает что-то такое, чего до него еще никто не придумал. И его труд очень хорошо оплачивается!

Вот почему так важно развивать память, особенно в детском возрасте. Ребёнок изучает мир, ему предстоит многое узнать, многому научиться. Ежедневно на него сваливаются мегатонны новой информации, которую нужно обработать – ненужное откинуть и забыть, нужное запомнить, чтобы использовать в дальнейшем.

Некоторые вещи запоминаются сами по себе – это непроизвольная память, когда в хранилище откладывается то, что породило интерес, поразило, вызвало всплеск эмоций. Произвольная память требует волевых усилий и именно от неё зависит, насколько хорошо ребёнок будет усваивать обучающий материал и в детском саду, и в школе.

Общие правила развития памяти у ребёнка

Читайте книги. Чтение универсальный способ для тренировки мозга. Оно не только улучшает память, но и увеличивает словарный запас, развивает образное мышление и воображение, расширяет кругозор. Нужно следить за сюжетной линией рассказа, запоминать имена героев, повороты их судеб. Младенцу рассказывайте четверостишия, потешки-прибаутки, пойте колыбельные.

С ребёнком постарше можно начинать читать первые сказки, разучивать небольшие стихи. При этом спрашивай его: «Что было дальше?», «Кого следующего позвал дед помогать тянуть репку?», «Что сказала лиса колобку?». Такие вопросы стимулируют ребёнка к запоминанию.

Введите традицию «Мой день». Вечером все члены семьи собираются за чаем, и каждый рассказывает, как прошёл его день. Дети обожают подражать взрослым, и если вы будете увлечённо передавать содержание своего дня, то ребёнок с удовольствием подключится к этому процессу. Не довольствуйтесь односложными ответами, побуждайте припоминать подробности или восстанавливать последовательность действий – «Какого цвета платье было на Оле?», «Что нового узнал на занятиях?», «Кого сегодня родители забрали первым?» и т. д.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок проводил достаточно времени на свежем воздухе, занимался спортом. Двигательная активность способствует насыщению тканей мозга кислородом, а это значит, что работать он будет намного лучше.

Поддержать мозг можно и с помощью питания. Морская рыба, различные овощи, бананы, любые орехи – все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, которые повышают качество функционирования «думающего» органа. К особой радости детей шоколад в этом же списке.

Помните, что мозг ребёнка развивается последовательно. Не стоит давать ему задания, с которыми он не сможет справиться просто потому, что необходимые функции у него ещё не сформированы в силу возраста. Не пытайтесь обмануть природу и не требуйте невозможного.

Заниматься с малышом нужно как бы между прочим, играя, не придавая процессу излишней серьёзности. При первых признаках усталости – рассеянности внимания, нарастающих ошибках — выполнение упражнений следует отложить, переключив ребёнка на другой вид деятельности. Эти нехитрые правила помогут вам сохранить высокий уровень интереса к занятиям и превратить их в удовольствие.

Кстати! Будет ли хорошей память у ребёнка, во многом зависит от родителей. Не стоит сбрасывать со счетов природные данные, но даже если их недостаточно, способность к запоминанию можно развить. Главное в этом деле ранний старт и регулярность. И вскоре будете выслушивать хвалебные оды от воспитателей и учителей, посвящённые феноменальным способностям вашего чада!

Игры для самых маленьких – от 1 года до 3 лет

Выложите перед малышом пять небольших игрушечных зверушек, пусть потрогает, поперебирает их. Затем ребёнок закрывает глаза, вы убираете одну из них и просите его угадать, кто убежал. Можно наоборот добавлять предметы или просить запомнить, в каком порядке они лежали, затем меняя его.

Сложите игрушки в мешок и попросите ребёнка доставать по одной, на ощупь определяя, что именно ему попалось в руки. С возрастом задачу можно усложнить, скрыв в мешке предметы быта, как хорошо знакомые, так и не очень или прося найти определённую вещь, не подглядывая.

На глазах у ребёнка спрячьте в комнате несколько игрушек, сосредоточив его внимание на запоминании, что где лежит, после чего он должен указать место, где затаилась кукла или медвежонок и проверить, так ли это.

Расположите на столе игрушки, объединив их каким-нибудь сюжетом. Например, зайчик сидит на стульчике, собачка в кузове машины едет в лес, а ёжик улёгся спать в кроватку. Затем ребёнок отворачивается, а вы тем временем меняете персонажей местами. Малыш должен угадать «кто занялся другим делом».

Дайте ребёнку задание сходить в игрушечный магазин и купить продукты. Перечень необходимого проговорите вслух, пусть маленький покупатель запомнит.

Упражнения для детей постраше – с 3 до 6 лет

Придумайте несколько пар слов, связанных между собой. Например, стул-стол, чашка-ложка, дом-окно. Повторите словосочетания два раза. После этого назовите первое слово из пары, а ребёнок должен будет вспомнить второе. Со временем усложните задание, объединив в двойки никак не связанные между собой слова.

Назовите несколько слов, обозначающих предметы – холодильник, молоток, ваза, часы. Далее попросите ребёнка нарисовать то, что он услышал. Поначалу подбираются слова из одной тематической группы – предметы быта, животные или растения, впоследствии это правило упраздняется, и слова называются вперемешку. Также можно использовать сюжетные картинки, переходя от простых изображений к более сложным.

В течение 15–20 секунд дайте ребёнку рассмотреть какой-нибудь предмет, затем уберите его из поля зрения и попросите описать со всеми подробностями.

Вместе с ребёнком перечислите в комнате все предметы одной геометрической формы, например, квадратные. Пусть малыш выйдет из комнаты, а вы один из предметов спрячете. Вернувшись, новоиспечённый сыщик должен понять, что пропало.

В эту игру можно играть в течение недели. В первый день введите в «словарный рацион» ребёнка новое слово, объяснив, что оно означает. На следующее утро проверьте запоминание слова, его смысла и добавьте новое. Ещё через день ребёнок должен будет рассказать вам уже два новых понятия и так далее в течение семи дней. В конце недели повторите все слова.

Конечно, это не все упражнения, помогающие тренировать память, их гораздо больше. Игры можно придумывать самим или купить книжку — сборник разнообразных заданий. Можно поинтересоваться у других мам, какими методиками пользуются они.

Вот, например, вы, какие способы развития памяти из используемых вами, считаете наиболее эффективными?

Анастасия Караулова
Анастасия Караулова
Автор статей. Имею высшее образование по Психологии.
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
journal "Нашептали"
Добавить комментарий