Как развить и тренировать память ребёнка

В последние десятилетия прогресс шагает семимильными шагами, появляются все новые открытия и изобретения. Мир перенасыщен информацией, но мы можем в любой момент включить компьютер и найти всё, что нужно, от рецепта супа до сложных физических формул. В таких условиях можно подумать, что память, как психическая функция, предназначенная для сохранения и воспроизведения информации, не так важна. Однако, это не так.

Память — это не только хранилище данных, от неё зависят, мышление, внимание, воображение, творчество. Она влияет на интеллектуальную деятельность, делая её более эффективной, а человека более успешным.

Память влияет на…

Внимание. Чтобы что-то запомнить, нужно на этом сконцентрироваться. Регулярная концентрация улучшает внимание, человек может легко сосредоточиться на чём-то важном, когда ему это необходимо, становится более собранным и организованным, при этом внешние помехи не оказывают на него особого влияния.

Мышление. При решении какой-либо задачи человек припоминает всё, что ему известно по данному вопросу. Он сопоставляет факты, анализирует, делает выводы. Мозг работает быстро, ведь всё необходимое, что называется, под рукой.

Воображение и творчество. Творчество, по сути, это создание чего-то нового, а созданию всегда предшествует воображение. Но не зря говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Чем больше знаний или образов хранится в памяти, тем богаче материал для возникновения свежих идей. Все уже известные компоненты смешиваются, меняются местами, придумываются новые пропорции, последовательность внесения, добавляется личный опыт и вуаля – стихотворение, конструкция шкафчика или фасон платья готовы!

Кстати! Многие западные фирмы держат в штате специального человека. Он может приходить на работу когда захочет, для него не существует дресс-кода, он целый день слоняется по офису, сидит в задумчивости на подоконнике и пьёт кофе. Зачем? Он синтезирует новые идеи! Придумывает что-то такое, чего до него еще никто не придумал. И его труд очень хорошо оплачивается!

Вот почему так важно развивать память, особенно в детском возрасте. Ребёнок изучает мир, ему предстоит многое узнать, многому научиться. Ежедневно на него сваливаются мегатонны новой информации, которую нужно обработать – ненужное откинуть и забыть, нужное запомнить, чтобы использовать в дальнейшем.

Некоторые вещи запоминаются сами по себе – это непроизвольная память, когда в хранилище откладывается то, что породило интерес, поразило, вызвало всплеск эмоций. Произвольная память требует волевых усилий и именно от неё зависит, насколько хорошо ребёнок будет усваивать обучающий материал и в детском саду, и в школе.

Общие правила развития памяти у ребёнка

Читайте книги. Чтение универсальный способ для тренировки мозга. Оно не только улучшает память, но и увеличивает словарный запас, развивает образное мышление и воображение, расширяет кругозор. Нужно следить за сюжетной линией рассказа, запоминать имена героев, повороты их судеб. Младенцу рассказывайте четверостишия, потешки-прибаутки, пойте колыбельные.

С ребёнком постарше можно начинать читать первые сказки, разучивать небольшие стихи. При этом спрашивай его: «Что было дальше?», «Кого следующего позвал дед помогать тянуть репку?», «Что сказала лиса колобку?». Такие вопросы стимулируют ребёнка к запоминанию.

Введите традицию «Мой день». Вечером все члены семьи собираются за чаем, и каждый рассказывает, как прошёл его день. Дети обожают подражать взрослым, и если вы будете увлечённо передавать содержание своего дня, то ребёнок с удовольствием подключится к этому процессу. Не довольствуйтесь односложными ответами, побуждайте припоминать подробности или восстанавливать последовательность действий – «Какого цвета платье было на Оле?», «Что нового узнал на занятиях?», «Кого сегодня родители забрали первым?» и т. д.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок проводил достаточно времени на свежем воздухе, занимался спортом. Двигательная активность способствует насыщению тканей мозга кислородом, а это значит, что работать он будет намного лучше.

Поддержать мозг можно и с помощью питания. Морская рыба, различные овощи, бананы, любые орехи – все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, которые повышают качество функционирования «думающего» органа. К особой радости детей шоколад в этом же списке.

Помните, что мозг ребёнка развивается последовательно. Не стоит давать ему задания, с которыми он не сможет справиться просто потому, что необходимые функции у него ещё не сформированы в силу возраста. Не пытайтесь обмануть природу и не требуйте невозможного.

Заниматься с малышом нужно как бы между прочим, играя, не придавая процессу излишней серьёзности. При первых признаках усталости – рассеянности внимания, нарастающих ошибках — выполнение упражнений следует отложить, переключив ребёнка на другой вид деятельности. Эти нехитрые правила помогут вам сохранить высокий уровень интереса к занятиям и превратить их в удовольствие.

Кстати! Будет ли хорошей память у ребёнка, во многом зависит от родителей. Не стоит сбрасывать со счетов природные данные, но даже если их недостаточно, способность к запоминанию можно развить. Главное в этом деле ранний старт и регулярность. И вскоре будете выслушивать хвалебные оды от воспитателей и учителей, посвящённые феноменальным способностям вашего чада!

Игры для самых маленьких – от 1 года до 3 лет

Выложите перед малышом пять небольших игрушечных зверушек, пусть потрогает, поперебирает их. Затем ребёнок закрывает глаза, вы убираете одну из них и просите его угадать, кто убежал. Можно наоборот добавлять предметы или просить запомнить, в каком порядке они лежали, затем меняя его.

Сложите игрушки в мешок и попросите ребёнка доставать по одной, на ощупь определяя, что именно ему попалось в руки. С возрастом задачу можно усложнить, скрыв в мешке предметы быта, как хорошо знакомые, так и не очень или прося найти определённую вещь, не подглядывая.

На глазах у ребёнка спрячьте в комнате несколько игрушек, сосредоточив его внимание на запоминании, что где лежит, после чего он должен указать место, где затаилась кукла или медвежонок и проверить, так ли это.

Расположите на столе игрушки, объединив их каким-нибудь сюжетом. Например, зайчик сидит на стульчике, собачка в кузове машины едет в лес, а ёжик улёгся спать в кроватку. Затем ребёнок отворачивается, а вы тем временем меняете персонажей местами. Малыш должен угадать «кто занялся другим делом».

Дайте ребёнку задание сходить в игрушечный магазин и купить продукты. Перечень необходимого проговорите вслух, пусть маленький покупатель запомнит.

Упражнения для детей постраше – с 3 до 6 лет

Придумайте несколько пар слов, связанных между собой. Например, стул-стол, чашка-ложка, дом-окно. Повторите словосочетания два раза. После этого назовите первое слово из пары, а ребёнок должен будет вспомнить второе. Со временем усложните задание, объединив в двойки никак не связанные между собой слова.

Назовите несколько слов, обозначающих предметы – холодильник, молоток, ваза, часы. Далее попросите ребёнка нарисовать то, что он услышал. Поначалу подбираются слова из одной тематической группы – предметы быта, животные или растения, впоследствии это правило упраздняется, и слова называются вперемешку. Также можно использовать сюжетные картинки, переходя от простых изображений к более сложным.

В течение 15–20 секунд дайте ребёнку рассмотреть какой-нибудь предмет, затем уберите его из поля зрения и попросите описать со всеми подробностями.

Вместе с ребёнком перечислите в комнате все предметы одной геометрической формы, например, квадратные. Пусть малыш выйдет из комнаты, а вы один из предметов спрячете. Вернувшись, новоиспечённый сыщик должен понять, что пропало.

В эту игру можно играть в течение недели. В первый день введите в «словарный рацион» ребёнка новое слово, объяснив, что оно означает. На следующее утро проверьте запоминание слова, его смысла и добавьте новое. Ещё через день ребёнок должен будет рассказать вам уже два новых понятия и так далее в течение семи дней. В конце недели повторите все слова.

Конечно, это не все упражнения, помогающие тренировать память, их гораздо больше. Игры можно придумывать самим или купить книжку — сборник разнообразных заданий. Можно поинтересоваться у других мам, какими методиками пользуются они.

Вот, например, вы, какие способы развития памяти из используемых вами, считаете наиболее эффективными?

Интервью
Добавить комментарий