Выйти из шкафа
режиссер: Анастасия Патлай
где: Театр.doc
когда: 10, 19, 28 ноября
Очередная громкая премьера из области документального театра на тему, которая прозрачно зашифрована в названии. Пока полноценная общественная дискуссия на тему ЛГБТ в России с каждым годом становится все менее возможной, автор идеи Валерий Воронецкий делает спектакль-исследование о поисках любви и о том, какую цену иногда приходится платить за возможность быть честным с самим собой. Ведь особенно острую реакцию сегодня вызывает, когда подростки признаются в гомосексуальности себе и близким: делают тот самый coming out, в буквальном переводе «выход» из шкафа.
Наверное, тем ценнее возможность говорить об этом хотя бы со сцены московского театра и хотя бы с ограничением 18+, которое должно отсекать от дискуссии именно тех, кого она касается в первую очередь.
Ивонна, принцесса Бургундская
режиссер: Гжегож Яжина
где: Театр Наций
когда: 12 и 13 ноября
Африканское лицо неопределенного пола и возраста на афише. Знаменитая пьеса Витольда Гомбровича о механизме уничтожения Другого, написанная за год до начала Второй мировой. Русско-польская команда, работавшая над спектаклем при поддержке Института Адама Мицкевича и Фонда Михаила Прохорова.
Гротескная история королевской семьи, в которую попадает замкнутая девушка Ивонна, рассказывается режиссером как философская притча, которая, несмотря на всю иносказательность, явно соотносится с жестоким политическим контекстом своего времени. Вот как сам Яжина объясняет замысел своего спектакля, наполненного сложнейшими акустическими и видеоэффектами: «Я не понимаю, почему люди не развиваются с веками. Техника и цивилизация находятся в постоянном быстром процессе эволюции, и мы, казалось бы, должны быть более опытными и приближенными к естественной человеческой сущности. Но на самом деле мы потеряны в этой системе».
Чапаев и пустота
режиссер: Максим Диденко
где: Театр «Практика»
когда: 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 ноября
Совместная работа режиссера Диденко и Мастерской Дмитрия Брусникина по культовому роману Виктора Пелевина — это три часа с двумя антрактами и три вида театра в каждом из трех действий. Это музыкальный, пластический и драматический спектакль о самоидентификации героев, живущих между полюсами: Европой и Азией, реальностью и иллюзией, прошлым и настоящим. Не обошлось без постоянного соавтора Диденко, композитора Ивана Кушнира, а также молодой звезды недавно вышедшего в прокат «Ученика» — Петра Скворцова.
То, что получилось на выходе, сами создатели называют «психотерапевтическим метаспектаклем, обращенным ко всем жителям Земли».
Сентрал-парк Вест
режиссер: Константин Богомолов
где: Малая сцена МХТ им. Чехова
когда: 26 и 27 ноября
Что будет, если соединить пьесу самого плодовитого современного классика Вуди Аллена с режиссурой великого и ужасного постмодерниста Богомолова? «Комедия семейной жизни»: преуспевающий адвокат из Нью-Йорка уходит от жены-психоаналитика к ее подруге… Как всегда у Богомолова, актеры «все свои»: Игорь Верник, Марина Зудина, Александра Ребенок и Андрей Бурковский. Что для него, однако, совершенно нетипично — зрителю обещают легкую и изящную историю без сложных социально-философских подтекстов, без фирменного богомоловского «трэш-эпоса». Впрочем, после прошлогоднего «Юбилея ювелира» с Олегом Табаковым на сцене того же МХТ у всех желающих была возможность убедиться, что талант режиссера отнюдь не сводится к сатире и провокациям.
По словам самого Богомолова, он не видел других постановок этой пьесы, но вдохновлялся фильмами Вуди Аллена и давно хотел сделать этот спектакль. А благословил его на это лично голливудский маэстро.
День опричника
режиссер: Марк Захаров
где: «Ленком»
когда: 30 ноября
Уже один состав исполнителей не оставляет премьере шансов пройти незамеченной: опус Владимира Сорокина разыгрывают такие разноплановые артисты, как Виктор Вержбицкий, Антон Шагин, Дмитрий Певцов, Виктор Раков и Леонид Броневой. Помимо «Дня опричника», как никогда более актуального в дни установки памятника Ивану в Орле, в постановке использованы фрагменты еще одной сорокинской антиутопии — «Теллурии». Пока информации о спектакле крайне мало. Сам режиссер и худрук «Ленкома», однако, в нескольких интервью обещал постараться донести непростой материал автора (которого считает величайшим продолжателем гоголевской традиции) до зрителей «по возможности остроумно и легко». Возможно ли это — станет известно по итогам одного из самых ожидаемых событий нынешнего театрального сезона.