Вера, что покажете на выставке «Скульптуры, которых мы не видим»?
ВЕРА: Выставка частично состоит из фондов «Манежа», в том числе Музея Вадима Сидура, который находится в Перове. Вадим — один из трех участников объединения ЛеСС, куда кроме него входили скульпторы Владимир Лемпорт и Николай Силис. Этот проект появился в Москве в 1950-е, распался в 1960-е. Все трое работали в авангардистской манере. Но изначально объединение было союзом скульпторов-монументалистов, они выполняли заказы на оформление зданий — посольства в Афинах, библиотеки Карла Маркса в Ашхабаде. На нашей выставке, кроме всего прочего, будут представлены эскизы рельефов.
Раньше у ЛеССа проходили совместные выставки?
ВЕРА: Никогда. Попытки были, но вы же помните, в то время шла борьба с формализмом, и уже вечером после открытия выставку могли закрыть. Когда объединение распалось, Сидур начал работать один, а Силис с Лемпортом продолжали работать вместе, несмотря на то что у них разные авторские манеры, в чем можно будет убедиться. Мы показываем творческую эволюцию этих авторов в течение большого периода.
То есть выставка не ограничена временем существования ЛеССа?
ВЕРА: Нет. Тем более что Николай Силис, например, все еще продолжает работать. Их произведения есть в Третьяковской галерее, Русском музее, они периодически экспонируются, но все же история эта больше подвальная. Буквально: мастерские Силиса и Сидура находились в подвалах. Плюс важный момент — в экспозицию мы включили также современных авторов: Анатолий Осмоловский, Хаим Сокол, Саша Повзнер, Дмитрий Гутов, AES+F. Мы выбрали их работы, чтобы показать то, к чему сейчас приходят художники, работающие с формой.
И речь здесь не только о скульптуре, видимо.