Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в мае — в нашем традиционном обзоре.
«НЕ ЗАБЫВАЙ МЕНЯ»
КОМПАНИЯ ФИЛИППА ЖАНТИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМ. МОССОВЕТА, 23–26 МАЯ
Один из главных хитов стартующего Чеховского фестиваля — спектакль французского режиссера-кукольника Филиппа Жанти, мировой суперзвезды и пионера «нового цирка» (в его театре соединяются драма, пантомима, современный танец, визуальные искусства и цирк). Нет ни одной театральной награды на планете, которую ему бы не вручили. В Москве Жанти боготворят. «Не забывай меня» — ремейк французской постановки мэтра образца 1992 года.
Артисты будут «заниматься любовью» под лавиной из белого шелка, парить над сценой на шелковых крыльях и смешно падать в шелковые сугробы. Пересказывать сюжет не будем — не хочется портить удовольствие. Упомянем только, что автор сам не раз и не два сказал об этом спектакле «Мне удалось поставить собственные сны». Нежную музыку к ожившей поэзии Жанти написал Рене Обри, хореографом выступила супруга и многолетний соавтор режиссера Мэри Андервуд.
«СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ»
«МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО», 27 МАЯ
«Семейное счастие» входит в золотой фонд русского театра. Это один из самых совершенных спектаклей Петра Фоменко, который все еще можно увидеть на сцене его осиротевшей «Мастерской». В основу легла практически неизвестная в наши дни повесть Льва Толстого. Молоденькая героиня Ксении Кутеповой выходит замуж, однако домашние радости ей быстро надоедают, и она лихо бросается в светский омут с головой.
В финале, правда, раскаивается и возвращается к мужу (органичный в роли спокойного и рассудительного супруга-«папочки» Алексей Колубков), чтобы снова легкомысленно порхать по дому в обновках, распевать романсы и пить чай с вареньем, аппетитно похрустывая баранками. В спектакле умопомрачительная сценография — роскошный быт дворянских усадеб XIX века как на ладони. Еще один плюс — все занудные толстовские нравоучения и поучительный пафос Фоменко вырезал. В итоге за эту нежную театральную акварель мастер получил Государственную премию, а Ксения Кутепова — премию Станиславского.
«КРУТОЙ МАРШРУТ»
ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК», 24 МАЯ
Спектакль-долгожитель эпического размаха, входящий в репертуар «Современника» больше 20 лет. Критики пели ему дифирамбы, а зрители устраивали стоячие овации во всех странах мира. Невероятно, но факт: хит не устарел. Евгению Гинзбург, полжизни проведшую в сталинских лагерях и чудом выжившую, все так же, на разрыв аорты, играет Марина Неелова. Ее товарок — цвет женской половины труппы (Лия Ахеджакова, Нина Дорошина, Людмила Иванова, Ольга Дроздова и др.). В мелодраматический пафос, обычно свойственный современниковцам, здесь никто не впадает.
Артисты Галины Волчек достигают поистине трагических высот, не сбавляя при этом публицистического накала. На сцене выстроена гигантская клетка-тюрьма. Ее узницы беспрестанно терпят страшные допросы, жестокие побои, унизительный шантаж (никаких метафор, кое-где Волчек вполне можно упрекнуть в излишнем натурализме). Самая страшная сцена, действующая как электрошок даже на самых циничных зрителей, — финальная. Героини радуются, узнав новость: Ежова на страшном посту сменил Берия («Значит, есть надежда на спасение»). Говорящая деталь — на поклоны выходят только женщины. Актеры, играющие сталинских палачей, остаются за кулисами.
«ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ»
ТЕАТР «ОКОЛО ДОМА СТАНИСЛАВСКОГО», 14 МАЯ
Чарующий и светлый спектакль живого классика Юрия Погребничко — эдакий андеграунд для своих. На крохотной сцене артисты Погребничко разыгрывают первый роман Саши Соколова. Вышедший уже после отъезда автора из СССР, он описывает жизнь героя, страдающего от раздвоения личности, а потому преспокойно рассуждающего на любые «неугодные» правительствам всех стран на Земле темы.
О гонениях на генетику, агрессивном атеизме, воинствующих патриотах и т. д. и т. п. Несмотря на печальные аналогии с сегодняшней политической ситуацией, спектакль все-таки не об этом. К тому же исторические декорации и костюмы в спектаклях Погребничко исключены: в любой его работе артисты ходят в унылых советских шинелях без погон, а артистки — в расшитых вручную бальных платьях в сочетании с валенками на босу ногу (вот такой своеобразный фирменный знак). Этот спектакль о том, что каждый имеет право быть «не как все». Во все времена и где угодно.
«ЗАЖГИ МОЙ ОГОНЬ»
«ТЕАТР.DOC», 27, 31 МАЯ
Культовый спектакль, кстати, получивший «Золотую маску», непотопляемого «Театра.doc» поставил Юрий Муравицкий в соавторстве с драматургом Сашей Денисовой. На него до сих пор трудно достать билет, а все потому, что другого такого же гомерически смешного и при этом не бессмысленного спектакля о поколении сегодняшних 30-летних в Москве нет. За основу Денисова взяла биографии Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса.
Она реконструировала их истории через призму своего пионерского детства, совковой юности, трогательного бунтарства, дурацких пьянок и непонятных браков. Получилась берущая за душу исповедь, не грустная (может быть, чуть-чуть горьковатая) и совсем без претензий. Ровно 23 этюда о том, как живется бунтарям всех времен и народов, как сочиняются песни и спектакли, как любится и как страдается. Само собой, в спектакле звучат хиты рок-идолов 1960-х, а артисты одеты в знатные наряды хиппи.
ФОТО: АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ