«Джон Уик»: Анатомия насилия

Будем честны: со времен «Матрицы» карьера Киану Ривза складывалась не самым лучшим образом. Казалось, что после того, как он спас мир от техногенной катастрофы, единственное, что ему оставалось, — тихо и незаметно уйти на пенсию. Но вот на экраны вышел «Джон Уик», и можно с радостью сказать: Киану Ривз вернулся. Да как! «Уик» — настоящий подарок и фанатам «Матрицы», и поклонникам фильмов категории B, и любителям азиатского экстрима.

Да и успех фильма во многом символично находится под знаком «Матрицы». Чад Стахелски — это имя вряд ли что-то вам скажет, и вы, быть может, удивитесь, как никому не известный режиссер в летах заполучил для своего дебюта не только Киану Ривза, но и Уиллема Дефо вместе с Микаэлем Нюквистом. Но на самом деле Чад Стахелски — каскадер с впечатляющим послужным списком. Именно он замещал Ривза в самых сложных сценах «Матрицы», там они и подружились. И вот, когда Чад понял, что для каскадерских трюков он староват, а руководить другими каскадерами скучно, он решил сесть в режиссерское кресло — и обнаружил в себе недюжинный талант.

«Джон Уик» по-хорошему примитивен и собран из простых узнаваемых элементов: невозмутимый герой, у которого каждая пуля попадает в цель, femme fatale, проверенный друг, картонные злодеи, карикатурная русская мафия и, самое главное, выверенная до мельчайших деталей хореография экшен-сцен. У Киану Ривза какие-то подонки угоняют его любимый «Мустанг» и сворачивают голову его собаке — прощальный подарок умершей от рака жены. Правда, они не с тем связались.

Джон Уик — киллер в отставке. За свою свирепость русские мафиози дали ему кличку Баба-яга. И, понятно дело, он, в отличие от Тарантино, не считает, что месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным. Поэтому его ничего не остановит, а его врагов ничего не спасет. Мораль проста: не трогайте собачек киллеров, даже если ваш папа — главарь русской мафии. И вот на таком примитивном материале Стахелски выстраивает киноаттракцион не хуже «Матрицы». Все потому, что перед съемками он решил не умничать, а, как прилежный ученик, пересмотрел всех классиков и современников боевика и взял у них все самое лучшее. Разбираемся, без каких фильмов «Джон Уик» был бы невозможен.

«Самурай»
(1967, Жан-Пьер Мельвиль)

«Джон Уик»: Анатомия насилия «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях» — это золотой стандарт фильмов о киллерах, с него нужно начинать. Жеф Костелло — киллер по профессии и экзистенциальный философ по образу жизни. Как и герой Делона, Джон Уик холоден, молчалив и предпочитает классические костюмы. Если у Джона Уика есть собачка, то у Жефа Костелло — птица в клетке. Ну и оба наемных убийцы не могут представить свою жизнь без хорошего автомобиля. Только вот Жеф Костелло вынужден их постоянно угонять — такое вот оно, одиночество тигра в джунглях, не позавидуешь. Ну и маленькая синефильская деталь: ночной клуб, где Джон Уик устраивает кровавую бойню, называется «Красный круг» — это отсылка к одноименному фильму Мельвиля.

«Выстрел в упор»
(1967, Джон Бурмен)

«Джон Уик»: Анатомия насилия

Британец Джон Бурмен приехал в Голливуд, чтобы воскресить почетный, но находящийся тогда в явном упадке жанр нуара. Реанимировать его режиссер решил с помощью приемов психоделического кино и «новой волны». В итоге получился чуть ли не кислотный фильм, в котором условный Хамфри Богарт (на самом деле Ли Марвин) одним ударом разделывался со своими врагами в лучших традициях нуара, но при этом страдает от частичной потери памяти в лучших традициях героев Алена Рене.

Критиков от такого симбиоза поначалу перекосило, но, как это часто бывает в истории кино, фильм очень скоро стал культовым. Стахелски честно признается, что перед съемками на повторе крутил «Выстрел в упор» перед съемочной группой, чтобы та пропиталась духом классического неонуара. Насколько они смогли им пропитаться, сказать сложно, но слабые отголоски «Выстрела в упор» можно почувствовать лишь в мерцающих ландшафтах города и в сцене разборок в ночном клубе. Пожалуй, это и к лучшему, что в «Джоне Уике» нет психоделической заторможенности «Выстрела в упор», а сцены схваток построены по лекалам азиатского кино.

«Дикая банда»
(1969, Сэм Пекинпа)

 «Джон Уик»: Анатомия насилия

Стахелски проговаривает не все: помимо «Выстрела в упор» на него повлияли и другие фильмы 1960-х и 1970-х про крутых парней — фильмы со Стивом Маккуином, работы Уильяма Фридкина и даже спагетти-вестерны Серджо Леоне. Оно и понятно: он на этих фильмах вырос, но тогда можно начать перечислять все фильмы того времени, попадающие в рамки условного жанра «кино про крутых парней», а зритель будет недоумевать: «Нуар еще куда ни шло, но вестерн? Причем здесь “Джон Уик”?»

Впрочем, одно имя все-таки заслуживает отдельного упоминания — Сэм Пекинпа. Именно этот режиссер «нового Голливуда» вывел насилие в кино на новый уровень, и его финальная перестрелка в «Дикой банде» до сих пор находится на недосягаемом уровне виртуозности и одновременно бессмысленности: пули летят, всех косит, к чему все это — непонятно, но дух захватывает. В общем, не приведи бог видеть гринго-бунт, бессмысленный и беспощадный. А Джон Уик орудует огнестрельным оружием не хуже сорвиголов Пекинпы.

«Семь самураев»
(1954, Акира Куросава)

«Джон Уик»: Анатомия насилия

Да, «Джона Уика» невозможно представить без гонконгского и корейского кино, но не стоит забывать классику. Акира Куросава занимает почетное место в пантеоне режиссеров-авторов, но он также немало способствовал распространению моды на фильмы про восточные единоборства. Ну а «Семь самураев» про то, как горстка ронинов защищает деревеньку от атаки разбойников, — классика жанра. Именно этот фильм демонстрирует одно из главных правил любого экшен-фильма — важно не только то, с какой невозмутимостью или яростью герой рубит на куски врагов, но и изящество его стратегической схемы, благодаря которой он один за другим отсекает головорезов, прежде чем добраться до верховного злодея.

«Наемный убийца»
(1989, Джон Ву)

 «Джон Уик»: Анатомия насилия

Вот уж точно фильм, без которого «Джона Уика» не было бы. В «Наемном убийце» Джона Ву (он, к слову, тоже большой поклонник «Самурая» Мельвиля и фильмов Пекинпы) есть все основные ингредиенты «Джона Уика». Благородные киллеры, которые живут по своему кодексу чести. Опять же в обоих фильмах главный злодей заказывает убить героя у его самого близкого друга. Ну и бесконечные перестрелки, главная отличительная черта которых — безразмерные обоймы в пистолетах героев.

Пули заканчиваются, только когда ты разделался со всей мелкой шушерой и приставил дуло к виску заклятого врага. Финальная сцена с перестрелкой в католической церкви, похоже, так впечатлила Стахелски, что в своем фильме он решил снять собственную вариацию на тему. У него, правда, мафия русская и батюшка православный, а церковь все равно католическая.

Если «Наемного убийцы» вам мало, возьмите и «Круто сваренных» того же Ву — для затравки вот вам феноменальная сцена в госпитале, демонстрирующая всю изощренность, которой достиг Джон Ву в жанре gun fu:

«Олдбой»
(2003, Пак Чхан Ук)

«Джон Уик»: Анатомия насилия

Знаменитая «трилогия мести» (в нее помимо «Олдбоя» входят «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть») повлияла на создателей «Джона Уика» своим графическим минимализмом. «Джон Уик» и впрямь иногда смотрится как черно-белый комикс: условность вселенной фильма особенно чувствуется в сценах в «Континентале» — специальном отеле для наемных убийц.

Помимо этого от Пак Чхан Ука в «Джоне Уике» особенное ощущение и демонстрация насилия как чего-то вполне себе естественного, обыденного и даже банального. Как герой «Олдбоя» крошит всех молотком налево и направо, так и Джон Уик легко разделывается со всеми наемниками, которые лезут к нему в дом. Такие вот будничные сценки из жизни киллеров.

«Человек из ниоткуда»
(2010, Ли Чжон Бом)

«Джон Уик»: Анатомия насилия

Другой образчик корейского экстрима, который во многом повлиял на эстетику «Джона Уика». Главный герой, замкнутый владелец ломбардной лавкой с неясной биографией, впрягается в войну с мафиозным кланом, потому что те украли маленькую дочку его соседки. Челка цвета воронова крыла, черный приталенный костюм и точность движений, с которыми он сворачивает противнику шею, всаживает ему в грудь нож или пускает в лоб пулю, — Джон Уик выглядит как его брат, не по крови, так по оружию. Опять же Стахелски снимает сцену в ночном клубе с явной оглядкой на Ли Чжон Бома — в «Джоне Уике», как и в «Человеке из ниоткуда», злодеи в ожидании своей судьбы расслабляются в сауне.

«Соучастник»
(2004, Майкл Манн)

«Джон Уик»: Анатомия насилия

Ну и напоследок: не стоит ограничиваться только азиатскими фильмами. «Соучастник» Майкла Манна — еще один представитель почтенной родословной «Джона Уика». И хотя эти фильмы как в содержательном, так и в стилистическом плане имеют довольно мало общего, предлагаем вам после просмотра «Джона Уика» посмотреть и «Соучастника», а потом сыграть в игру «найди десять отличий», сравнив . Вообще, внимательный зритель легко заметит, что сцены в ночных заведениях фигурируют и в «Самурае», и в «Выстреле навылет», и в «Наемном убийце». Потому что это еще один негласный закон жанра: хочешь снять фильм про киллера — без ночного клуба не обойтись.

Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий