Драть глотку

«За зеленой дверью» (Behind the Green Door, 1972)

Один из первых наряду с «Глубокой глоткой» хардкор-фильмов, вышедших в широкий прокат, «За зеленой дверью» произвел такой фурор, что в итоге добрался до Каннского фестиваля 1973-го. По-хорошему, фильм братьев Митчелл смотрелся бы уместно и в Каннах-2013 — по части оригинальности эта история девушки, похищенной устроителями подпольного порнотеатра и вынужденной трахаться на потеху публики в масках, переигрывает не только современное, механистичное и предсказуемое порно, но и многие игровые фильмы

. Помимо собственно секса, здесь есть вычурный сюжет, джазовый саундтрек, семиминутная сцена психодел-оргазма и атмосфера тайного секс-культа, которой мог бы позавидовать кубриковский «С широко закрытыми глазами».

«Дьявол в мисс Джонс» (The Devil in Miss Jones, 1973)

Если в «Глубокой глотке» Джеральд Дамиано (по совокупности заслуг, наверное, самый влиятельный режиссер в истории порно) упаковывал групповой секс и неординарные оральные техники в оболочку абсурдистской комедии, то «Дьявол в мисс Джонс» — уже полноценная экзистенциальная хоррор-фантасмагория. Сюжет, как и в «Глотке», впечатляет оригинальностью (чтобы не застрять навеки в чистилище, самоубийца мисс Джонс возвращается в мир живых заслуживать постельными грехами место в аду), техника съемки же своей спонтанностью напоминает кино Нового Голливуда — тем более что к финалу

Дамиано заводит героиню в такой ад, который был бы уместен и в некоторых работах Скорсезе с Поланским и апокалипсис наших дней отражающий куда точнее одноименного фильма Копполы.

«Распутный квартет» (The Lickerish Quartet, 1970)

Если «Глубокая глотка» и «За зеленой дверью» знаменовали приход настоящих творцов в действительно хардкорное порно, то эротический софткор начал облагораживаться еще раньше. По меркам порно «Распутный квартет» Рэнди Метцгера и правда несколько целомудренный, но вот по части артистизма сравниться с ним почти невозможно.

Мало того что «Распутный квартет» чисто технически виртуозно снят (обратите внимание на феерический крупный план женского пупка), Метцгер еще и проворачивает трюки с нарративом, которые, например, великому критику Роджеру Эберту напомнили «Прошлым летом в Мариенбаде». Эротика, увиденная героями «Квартета» на домашнем экране, путается с их реальностью — пока они сами не оказываются участниками порнофильма, который смотрят уже совсем другие персонажи. Словом, если и есть на свете метапорнография, то вот она.

«Открытие Мисти Бетховен» (The Opening of Misty Beethoven, 1976)

Подлинной вершины карьеры тот же Рэнди Метцгер, что снял «Распутный квартет», достиг спустя несколько лет. Во-первых, это уже полноценный, беззастенчивый хардкор. Во-вторых, если «Квартет» своей путаностью напоминает французский новый роман и Роб-Грийе с Рене, порой вводя зрителя в замешательство, то «Открытие Мисти Бетховен» берется за сюжет менее авангардный, но все равно известный более-менее каждому. «Открытие» — вариация на тему «Пигмалиона» и «Моей прекрасной леди», история перевоспитания лохушки в богиню, за которое берется ученый джентльмен. С переосмысляющим здесь Бернарда Шоу Метцгером трудно спорить: какой смысл в институте благородных девиц, если там не учат сексуальной открытости?

«Раскаты грома!» (Thundercrack!, 1975)

Современное порно приучило нас к тому, что сюжет в нем — вещь строго функциональная, нелепый, неестественный и скучный рудимент на тот случай, если вы вдруг решили посмотреть фильм с подругой. «Раскаты грома!», детище возглавляемой Джорджем Кучаром андерграундной кинотусовки Сан-Франциско середины 1970-х, демонстрирует обратный пример.

Здесь не сюжет оправдывает порно (как это обычно бывает — ну вы знаете, к героине приходит сантехник, чинит протечку, а дальше не сидеть же сложа руки), а наоборот — жесткий хардкор соитий (включая гомосексуальные) легитимизирует сюжет, буквально невыносимый в своем абсурдном идиотизме (среди героев, например, безумная старуха, помешанная на огурцах — по очень определенной причине, важная линия посвящена плотской любви одного из героев к самке гориллы: «Боже, у меня стоит на гориллу!»).

«Алиса в стране чудес» (Alice in Wonderland, 1976)

Наверное, самый легкомысленный и, если такое определение в этом жанре вообще применимо, невинный порнофильм в истории — не только довольно точно (до поры до времени) следует сюжету Льюиса Кэрролла, но и, более того, пересказывает его в формате мюзикла, с песнями, плясками и спасением Шалтая-Болтая от многолетнего воздержания. Особенно свежо «Алиса» смотрится на фоне своей самой хронологически свежей экранизации — там, где Тим Бертон накручивает кислотный вырвиглаз и детский экшен, мюзикл Бада Таунсенда занимается переосмыслением идей оригинала, проповедуя свободную любовь, костюмированные действа и даже политкорректность — короля здесь играет афроамериканец.

«Дебби покоряет Даллас» (Debby Does Dallas, 1978)

Один из последних хитов так называемого золотого века порно, «Дебби покоряет Даллас» прекрасен уже тем, что выстраивает вокруг разнообразных порносцен с участием молоденьких девушек и мужчин постарше сюжет, своей многофигурностью вполне достойный обычного игрового кино. Более того, таковым он в сущности и стал: в начале нулевых по «Дебби» поставили мюзикл, который довольно успешно играли не только в Америке, но и в Европе. Музыкальные номера в этой истории девушки, с помощью подруг телом зарабатывающей на дорогу до Далласа (там она намерена попробовать себя в качестве профессиональной чирлидерши), заменили собственно порно — размен трогательный, но, прямо скажем, неравноценный.

Интервью
Добавить комментарий