“Дракула”, “Бивень”, “Солнечный удар” и “Кино про Алексеева”

На этой неделе прокат удивляет своим если не качеством, то разнообразием: новая экранизация-приквел про старейшего народного киногероя, болезненно странный хоррор от некогда героя всех «независимых», голливудская семейная комедия для самых маленьких, бельгийский артхаус для самых терпеливых и очередной фильм Михалкова со словом «солнце» в названии, отчего все шутят, что пора бы ему уже снять байопик Людовика XIV. Кстати, это хотя бы было неожиданно.

«Дракула»

Прародитель всех вампиров был героем многих экранизаций студии Universal — со времен Белы Лугоши в 1931-м. По Дракуле можно отслеживать голливудскую моду и зрительский запрос — напыщенный романтизм 1970-х в версии 1977 года с Фрэнком Ланджелой в роли вампира, постмодернизм в фильме Копполы в ремейке 1990-х и «вампир как рок-звезда» в «Ван Хельсинге» в нулевых.

Сейчас в прокат выходит «Дракула для китайских подростков», раз уж большую часть своих сборов Голливуд получает от резко растущего кинопроката Китая. Фильм прямолинеен и напоминает все истории про героев с прошлым — от «Я, Франкенштейн» до «Геракла» — этого года. Экшна не много, только один раз Влад Цепеш разбирается на стаю летучих мышей и набрасывается на турецкую армию. Это все. Скука.

Смотреть вместо: «Носферату. Симфония ужаса» (1922)


«Дракула» представляется приквелом истории о том, как Влад Цепеш обменял душу на бессмертие и прибыл в Лондон попить английской крови. Значит, имеет смысл смотреть «неавторизованную», зато первую версию, с которой все началось. Тем более что смотреть можно под любой аккомпанемент, — например, группы Art Zoyd, сочинившей новый саундтрек к фильму Мурнау в 1989-м.

«Бивень»

Когда автор «Клерков» выпустил в 2004-м «Девушку из Джерси», поклонники сказали: ну ладно, каждый может снять неудачный фильм. Потом, спустя два года, Кевин Смит сделал «Клерков 2», поклонники решили: ну, бывает, у человека проблемы с новыми идеями. Когда он еще через четыре года снял «Двойной КОПец», поклонники уже напряглись. Но когда Кевин Смит ответил им «Бивнем» — фильмом о том, как Майкл Паркс делает из Джастина Лонга моржа, отрезая ему конечности, самые преданные фанаты, одним из которых когда-то был и автор этого обзора, сказали: это даже уже не смешно. А если не смешно, в чем смысл?

Смотреть вместо: «В погоне за Эми» (1997)

В своем третьем фильме Кевин Смит замахнулся на то, от чего бегут все настоящие парни, особенно из «независимых» — после «Клерков» и «Тусовщиков из супермаркета» он снял историю об авторе комиксов (молодой Бен Аффлек еще до того, как ему сделали новую челюсть, отчего он стал похож на монументальный памятник), влюбившемся в коллегу-лесбиянку. Фильм явно получился хорошим, потому что у Смита как раз тогда был роман с исполнительницей главной роли Джой Лорен Адамс и ему явно хотелось снять кино не только для парней и вообще хоть немного попытаться разобраться в женской психологии.

 

«Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день»

Очень, даже слишком детская семейная комедия по книге Джудит Виорст 1972 года, где нет полноценного сюжета, а есть несколько историй про хлопоты членов одной нелепой, но счастливой семьи. У детей проблемы в школе, папа ищет работу, мама пытается не потерять свою. Спасает комедийный талант Стива Карелла.

Смотреть вместо: Первые две «Семейки Аддамс» (1991 и 1993)


Пересказывать глупо и объяснять, зачем смотреть, если хочется кино про нормальную современную семью, тоже. Достаточно вспомнить шутки вроде: «Не истязай себя так, дорогой, оставь это мне».

 

«Солнечный удар»

Режиссерская карьера — странная штука. Бывает, снимает человек десять лет потрясающие фильмы, а следующие десять — жуткие. Или снимет один гениальный дебютный фильм, как Орсон Уэллс или Годар, и потом всю жизнь ходит придавленный собственной глыбой. У каждого режиссера, если он не исключение из любого правила, как Хичкок, Кубрик или Уильям Уайлер, есть свой плодотворный период.

У Клинта Иствуда он, например, длится на данный момент уже 22 года, у Билли Уайлдера пришелся на период с 1944-го по 1960-й, у Эльдара Рязанова — с 1956-го по 1980-й. «Золотой» период режиссера Никиты Михалкова длился со «Своего среди чужих, чужого среди своих» (1974) до «Утомленных солнцем» (1994). Его новый фильм «Солнечный удар», такой «“Титаник” по Волге для бедных» по Бунину смотрится не как художественное произведение, а как заказ на воспитание подрастающего поколения — настолько он старательно, подробно, наивно и почти ученически сделан.

К тому же «Солнечному удару» не повезло с датой выхода в прокат. Он выходит в один день с алкогольной комедией по-русски «Выпускной» (почему-то осенью), на которую пойдет аудитория «Горько!» и «Корпоратива», и с расхваленным на «Кинотавре» «Кино про Алексеева» (этот «отъест» серьезную аудиторию, ценящую качество). На Михалкова, во всяком случае в Москве, пойдут дети, которые по какой-то причине не попали на «Александра и очень плохой день». Ну, кто знает, возможно, на это и рассчитывали.

Смотреть вместо: «Пять вечеров» (1979)

У Михалкова, как ни странно, учитывая его позицию по воспитанию молодежи в патриотическом и патриархальном духе, не так много хороших фильмов про настоящую любовь на всю жизнь или хотя бы на годы — обычно больше какие-то хлопоты. Вместо того чтобы смотреть на конфетную нежность неопытных актеров в «Солнечном ударе», лучше пересмотреть «Пять вечеров», в котором Людмила Гурченко сыграла одну из своих лучших драматических ролей, и убедиться в очередной раз: в 1970-х режиссер Михалков был хорошим режиссером, а не идеологом, подчиняющим свое кино идеям, которым место скорее не на большом экране, а на маленьком — под заголовком «Бесогон ТВ».

«Два дня, одна ночь»

Очень артхаусная и крайне «европейская» картина дважды победителей Каннского кинофестиваля братьев Дарденн о сокращенной на работе женщине (Марион Котийяр), у которой есть выходные, чтобы убедить коллег отказаться от премии, чтобы она осталась на производстве. Дарденны хорошо показывают смятение простых трудяг, которым нужно выбрать между помощью ближнему и лишней тысячей евро, но больше в фильме ничего не происходит: он действительно состоит из скучных, повторяющихся диалогов, а от эффекта документальности, которого добиваются режиссеры, начинает к финалу укачивать.

Смотреть вместо: «Мальчикам это нравится» (2008)

То ли дело в Голливуде. Если там и снимают на такую грустную тему, как потеря работы, так это обязательно должно быть увольнение playgirl по имени Шелли Дарлингсон из спальни Хью Хефнера. Одна из лучших нынешних американских комедианток Анна Фэрис очень смешно выкатывается из дома главного плейбоя мира (Хефнеру хватило самоиронии, чтобы сыграть себя) и едет учить страшненьких студенток, как привлечь инвестиции (и парней) для восстановления пришедшего в упадок общежития. Там, где бельгийцы делают серьезное лицо и давят на жалость, Голливуд шутит и машет сиськами, и кто я такой, чтобы их осуждать?

 

«Кино про Алексеева»

Редкий случай для нашего кино — попытка через поп-культуру проследить, как смена социально-политического строя изменила судьбу поколения и какие жестокие шутки она с ним сыграла. Александр Збруев играет опустившегося бывшего барда средней руки, которого вдруг зовут на радио и начинают превозносить как человека, повлиявшего чуть ли не на всю современную (между нами, вторичную и не то чтобы великую) российскую музыку.

После долгого отсутствия на экране Збруев наконец играет достойную его роль, и стоит только сожалеть, что в Америке звезды его поколения — Джек Николсон, Роберт Дювалл, Дастин Хоффман — получают роскошные предложения после 70-ти и снимаются часто, а Александр Викторович за последние десять лет сыграл в кино только два камео.

Смотреть вместо: «Внутри Льюина Дэвиса» (2013)

Обычно в этой рубрике оказываются старые фильмы, которые стоит смотреть вместо новых, но прошлогодний «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн по сути о том же, о чем и «Кино про Алексеева», — про то, что бездарный (или непробивной) человек так же ценен, как и талантливый. Возможно, его талант оценят позже или не оценят, главное, чтобы люди получали удовольствие от процесса, если это никому не мешает. То есть лучше смотреть хорошие фильмы о неудачниках, чем слушать песни неудачников или смотреть их фильмы. Но, как объект искусства, неуспешные иногда даже интереснее успешных.

Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий